Новый старый интерьер в Италии, Португалии и Франции
Европейским архитекторам всё чаще приходится превращать жильё в жильё. Не так уж давно волна трансформации промышленных интерьеров в жилые породила узнаваемую стилистику лофта, в которой пространство прямо доминирует над декором. А сегодня, похоже, рождается стилистика “исторического транзита”, в которой взаимоотношения между пространством, отделкой интерьера и его наполнением более сбалансированы. Что, впрочем, только усложняет задачу.
Этнический заход
Превращение старинного фермерского дома в современный, комфортабельный и даже роскошный (с поправкой на европейскую сдержанность) – задача, которую итальянцы решают, подчёркивая этническую ноту. Хороший пример – Maison Ache: бывший фермерский дом в загородной местности Тосканы, преобразованный в современную резиденцию Pierattelli Architetture.
Вилла с французским названием была спроектирована по заказу семьи из Франции. Однако она расположена в итальянском до мозга костей контексте, среди аутентичных древних пейзажей, и заказчики явно одобряли стремление архитекторов подчеркнуть гений места и не только.
Французского в новых интерьерах ничего нет, от слова “совсем”, а вот итальянского много. Материалы, традиционное мастерство их обработки и даже распределение помещений (главная спальня на первом этаже) – всё рассказывает о стране с древней культурой труда и отдыха на лоне природы.
Внешний вид этого бывшего фермерского дома, с типичными штукатурными фасадами и наклонной скатной крышей, крытой черепицей, со временем не изменился, начиная с его строительства в первой половине 20-го века и до его превращения в жилое здание в 70-е годы. Его почти не тронули и в этот раз.
Перепланировка затронула преимущественно внутренность виллы, однако и снаружи есть изменения: появился просторный мощёный терракотой двор, спортзал, построенный на месте “лимонного дома”, а также открытый бассейн.
Связь ландшафта и интерьера здесь читается сразу и повсеместно – благодаря большим арочным проёмам, сквозь которые в комнатах просматриваются идиллические сельские виды.
Другой краеугольный камень интерьера – действительно, камень. Это Pietra Serena – любимец тосканской и особенно флорентийской архитектуры, использованный для полов наряду с тёплой терракотой.
Вызывающе красивая и, одновременно, строгая винтовая лестница, соединяющая три уровня виллы, тоже отделана Pietra Serena.
В меблировке полным-полно брендовых предметов: Lounge Chair от Charles & Rey Eames для Vitra, настольные лампы Miss K от Philippe Stark для Flos, Birdie от Людовика + Роберто Паломба для Foscarini, подвесная лампа 2097 от Gino Sarfatti для Flos, диван Island от Roche Bobois и ванна Agape. Неудивительно – в Италии есть из чего выбрать.
Тем не менее, обстановку дополняет изготовленная на заказ авторская мебель, которая вторит интерьеру. Низкий и необычно глубокий (по желанию владельцев) шкафчик из ореха Каналетто снабжён ножками, напоминающими форму потолочных балок, и красной полкой, оттеняющей тёплую терракотовую гамму. Выразительный ореховый кабинет обыгрывает контраст между тяжёлым основанием и летящей верхней частью. Металлические элементы вносят в дизайн корпусной мебели более современную ноту.
Буквально от прошлого в интерьере ничего не осталось, но он весь организован как прекрасное воспоминание о прекрасных временах.
Факты: Maison Ache
Архитектурная мастерская: Pierattelli Architetture
Автор проекта : архитектор Massimo Pierattelli
Проектировщики: архитекторы Andrea Pierattelli, Erica Bonaccorso
Фото: Iuri Niccolai
Общая площадь: 1200 кв.м.
Светильники: Flos, Foscarini, Il fanale
Мебель: Vitra, Lema, Roche Bobois, кухня на заказ: Effeti
Интерпретация времени
Португальские архитекторы из мастерской Pedro Vasco Ferreira Architecture Studio решали довольно экзотическую задачу: им пришлось трансформировать многоквартирный жилой дом в особняк. Разумеется, потребовалась масштабное внутреннее переустройство, причём источником вдохновения португальцы избрали не исходную планировку именно этого здания, а планы, характерные для периода, когда оно было построено.
Строение расположено на пересечении площади Campo Lindo с улицей Igreja de Paranhos, проложенной ещё в средневековье. Paranhos, Porto.
Дом, построенный в середине 19 веке, позже использовался двояко: первый этаж занимали коммерческие помещения. а выше располагалось частное студенческое общежитие. Затем здание забросили, и оно постепенно разрушалось. Тем не менее дом сохранил многие черты оригинальной конструкции: несущие стены гранитной кладки, деревянные балки, алебастровые потолки и полы из сосны.
После перепланировки появился новый вход и совершенно новая лестница. Первый (по нашим меркам) этаж отвели под общие комнаты: кабинет, гостиную и кухню, выше разместились спальни и, наконец, в мансарде, которую честнее назвать чердаком, образовались детские.
Самое радикальное изменение постигло террасу, под которой обустроили гараж. Так появился приватный променад, функциональный и элегантный. Он подчёркивает свежую объёмно-пространственную структуру, в которую органично включена историческая постройка.
На плане видно, что внутреннее пространство представляет собой цепочку вполне изолированных комнат, объединённых не физическим отсутствием перегородок, а ясной схемой и явной конструкцией.
Скудная по нынешним меркам меблировка, возможно, еще обрастёт разными предметами, но как бы то ни было, главную роль всё равно будет играть не мебель, а архитектура. И, разумеется, её интерьерное оформление.
Оштукатуренные стены, не скрывающие стыков балки и широкие плинтусы выкрашены в исконно португальский белый цвет – едва уловимо кремовый, словно чуть пожухший от времени. Он призван гасить ослепительно яркий свет местного солнца и честно рассказывать о конструкции дома. Единственный контраст – полы, крытые сучковатыми досками, тонированными под орех.
В мансардной спальне целую стену формируют встроенные шкафы.
Узкая проходная кухня – смелое и, одновременно, консервативное решение. Оно отсылает нас к временам, когда в этом помещении находилась преимущественно прислуга.
Деталей не так уж много, но они по-настоящему хороши: традиционный орнамент на арочных стёклах, отражённый в напольной плитке, которой вымощена входная зона, высокие филёнчатые ставни, кованые балконные решётки и, конечно же, эффектно прорезанные лестничные проёмы.
Их энергичный контур и наивные лестничные балясины формируют интересный контрапункт.
Сами архитекторы поясняют :
Наше решение – это прагматичный ответ на запросы владельцев. Здесь материальная предыстория здания служила руководством к диалогу между прошлым и настоящим. Мы стремились установить простые принципы и заново обустроить жилище, уважая характер и концепцию здания.
Предполагалось, что наше вмешательство в здание должно быть разбавлено предыдущими, так что современные притязания на дизайн были отброшены так же, как и претензия на довлеющий над предшественниками авторитет”.
Со стороны такая скромность кажется вызывающей и обаятельной. Архитекторы признают неокончательность своих “интерьерных правок”, что придаёт концепции дополнительную убедительность.
Факты: дом Campo Lindo
Архитектурная мастерская: Pedro Vasco Ferreira Architecture Studio
Проектирование и строительство: 2016-2019
Фото: João Morgado
Инженерия: ASL & Associados
Стайлинг: Rute Moreda
Продолжение следует