Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Рецепты комфортного города

авторы статьи: Павел Казанцев, Виктор Кудинов
Сберегающая водную среду города архитектура позволит вернуть уют в урбанизированные пространства и сделать жизнь приятнее и гармоничнее.

здание с зелёной кровлей
Здание с зелеными кровлями сохраняет природный ландшафт и естественный гидрологический цикл. Центр экологического туризма, Оксана Грицай

Придется вернуть природу в город

Примерно пять тысяч лет назад жители одного из городов Древнего Востока открыли технологию получения извести из известняка путем обжига. И стали широко использовать известковые растворы для устройства полов, заменяя полы из грунта. Качество и комфорт жилого пространства безусловно улучшились. Но для обжига была необходима древесина, окружающие город леса были вырублены, а молодую поросль подъедал скот. Наводнения, от которых защищал лес, и которых ранее не было, смыли плодородный слой почвы, река обмелела, поля и пастбища высохли, и город был заброшен.

Современные технологии не сравнимы с достижениями древних, и деградация природы в границах города может быть компенсирована техническими и строительными средствами формирования комфортной среды, или привлечением ресурсов с окружающих территорий. Но Земля не безгранична – города растут, их экологический след (территория, обеспечивающая существование города) уже превысил пригодную для жизни поверхность планеты. Единственно возможный выход в этих условиях – это воспроизводство необходимых для жизни ресурсов – того же чистого воздуха или воды – в границах самих растущих городов. А для этого придется вернуть природу в город.

Необходимо менять градостроительную культуру

Владивосток – уникальный город, где природа, благодаря горному рельефу и изрезанной береговой черте, до недавнего времени была естественной частью городской ткани (сохранившийся Нагорный парк, или зеленая полоса ниже проспекта Красоты). Но строительные технологии развиваются, и город стремительно «заполняет» неудобные природные «пустоты».

жилой комплекс на сопках
Современная застройка вершин сопок вполне может уживаться с лесными массивами. Проект жилого комплекса по ул. Горной, Евгений Силин

Лесной массив бухты Патрокл был известен горожанам своими многочисленными ключами. Лес – зеленые легкие Борисенко и Луговой – задерживал морские туманы, собирал и хранил влагу, и давал жизнь древнему озеру, возраст которого более 5000 лет. Пляж и лесопарк были популярным местом отдыха горожан.

Сегодня лес вырублен под корень, система водосбора озера уничтожена. И, хотя при застройке водоохранная полоса водоема не нарушена, озеро гибнет, и его сохранение в естественном состоянии теперь вряд ли возможно. А восстановить зеленые насаждения, и вернуть прежний комфорт уже практически невозможно – так как следуя действующему проекту жилого района, уже невозможно восстановить нарушенный водный режим.

озеро Торфянка
Озеро «Торфянка» на побережье бухты Патрокл – возраст 5,5 тыяч лет. Лесной массив на водосборной территория озера вырублен под жилую застройку

Вода в городе

В плотной застройке наших приморских городов сразу после дождя или таяния снега значительная часть воды сбрасывается с кровель и асфальтированных дорог в ливневку, или, стекая с лысых сопок, подтапливает городские улицы и низины. В современной нам городской среде поверхностный сток возрастает до пяти раз, а инфильтрация в грунт снижается почти в три раза. В естественных условиях влага осадков впитывается почвой, и позже питает растительность, речную сеть, увлажняет воздух и снижает его температуру. Именно поэтому нам комфортно за чертой города, а не среди его бетонных коробок. Дискомфортно в таком городе и природе.

Вернуть природу в город возможно, и для этого совсем необязательно сносить уже построенные дома. Придется пересматривать характерный для отечественной градостроительной культуры бетонно-асфальтовый подход к обустройству общественных пространств и дворов. Непроницаемые покрытия парковок, придомовых площадок и проездов заменить пористыми поверхностями устойчивых к нагрузкам газонов, крайние полосы городских улиц вернуть зеленым насаждениям, превратить плоские кровли и фасады жилых домов в зеленые газоны и вертикальные сады.

Или даже принять ливневый сток специально устроенными на территории микрорайонов террасами, дорожками и площадками – сухими озерами и руслами, отдав их в сухой сезон велосипедистам и пешеходам. Именно так это уже сделано в Веллингтоне, Ванкувере, предлагается в генеральных планах Мехико и Роттердама. Как это решили сделать наши соседи по муссонному климату, разрабатывая с 2013 г. по правительственному заданию концепцию «города-губки» для крупнейших мегаполисов Китая.

реновация русла реки
Руслу реки Объяснения возвращается его естественный характер. Реновация реки Объяснения, Яна Марус

Восстановить речную систему и береговую черту

Исторически сложилось, что Владивосток прежде всего «заполнял» равнинные территории – долины рек и береговую черту. Именно эти территории были удобны и востребованы под размещение промышленно-транспортных зон. И, хотя это был объективный процесс, нельзя сказать, что город выиграл от утраты доступа к морю или превращения городских рек в сточные канавы промышленных производств.

Градостроители советского периода прекрасно понимали роль рек, береговой полосы и зеленых вершин в формировании комфортной среды. В генеральных планах Владивостока 1939 и 1954 года прорисованы парки вдоль реки Объяснения и в ее устье, и на выходе к морю Куперовой пади, сохранялась зеленой гряда сопок над бухтой Золотой рог. Сегодня, когда крупные города мира избавляются от промышленных и портовых зон в городской черте – сохранять промзоны в плотной, перегруженной транспортом жилой среде экономически стало невыгодно – можно восстановить утраченные природные ландшафты и вернуть их горожанам.

центр восстановления водной среды
Общественно-культурный и рекреационный «Центр восстановления водной среды» в устье реки Объяснения, Анастасия Смеловская

Технологии зеленой архитектуры для городских пространств

Та же река Объяснения, окруженная жилыми массивами, располагает уникальным потенциалом для восстановления рекреационной зоны и общественных пространств городского значения. Не замерзая круглый год, она представляет естественную артерию для лодочных видов спорта. Прибрежные территории частично сохранили зеленые массивы, которые могут послужить основой восстановления растительного сообщества. Расположенные здесь вузы – Российская Таможенная академия, Российская академия народного хозяйства, восстановленный ипподром (стадион КТОФ), торговые здания станут основой «общественного каркаса» возрождаемой территории.

На улице Борисенко сохранился самый экологичный вид городского транспорта – трамвай, озеленение, застройка средней этажности, что при минимальных вложениях позволит превратить улицу в образец «экологически дружелюбной» городской среды. Восстановленные трамвайные пути и зеленая полоса воль улицы могут стать необходимыми нам «пористыми покрытиями», сохраняющими естественный водный режим территории, и избавляющие проезжую часть улицы от постоянных летних подтоплений.

улица Борисенко, реновация
Улица Борисенко после реконструкции, предложение Яны Марус, ниже – искусственные деревья – фотобиореакторы, Анастасия Смеловская

искусственные деревья - фотобиореакторы Восстановить заливные луга в устье реки, обеспечивавшие чистоту вод «бухты Трепанга» (бухты Золотого рога), в прежнем виде практически невозможно. Но функцию биологической очистки воды в устье реки можно вернуть при помощи культур морских и речных микроводорослей. Фотобиореакторы – стеклянные или пластиковые емкости с микроводорослями, в конструкциях в виде искусственных деревьев или навесов для общественных пространств, не только очистят речную и морскую воду, но и городской воздух от смога, причем в 4 раза эффективнее, чем на это способны традиционные для города зеленые насаждения, и даже при минусовых температурах.

Все авторы – студенты «Мастерской ресурсосберегающей архитектуры» кафедры Архитектуры и градостроительства ИШ ДВФУ, Владивосток

Подробные результаты исследования в статье:
Казанцев П.А., Марус Я.В., Смеловская А.М.
Особенности формирования устойчивой городской среды в условиях реновации водной системы Владивостока.
// Урбанистика. — 2019. – № 1. – С.18-32. DOI: 10.7256/2310-8673.2019.1.29014.
URL: http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=29014

Автор:



уже 16 мнений на тему “Рецепты комфортного города”


  1. Witkowski Boguslaw says:

    Кто-то, возможно, заметил этот проект, но он не понял его до конца … : https://worldarchitecture.org/architecture-projects/nfvg/belgorod_suspended_gardens-project-pages.html

  2. Александр says:

    Очень узко рассмотрены рецепты и без предпосылок их выполнения.

  3. Natalia Shustrova says:

    Александр, что значит – узко? По-моему, вполне естественно, что рецепты привязаны к Владивостоку. Насчёт предпосылок – Вы правы, но сегодня их нет, а завтра они появятся. Невозможно и не нужно (на мой взгляд) думать об экологии города только в парадигме нынешнего российского устройства.

  4. Pavel says:

    Погуглите:
    – В части пассивной солнечной архитектуры: Экологическая архитектура в региональном контексте
    – подробнее о градостроительных приемах восстановления экосистемы: Особенности формирования устойчивой городской среды в условиях реновации водной системы Владивостока
    – О перспективах устойчивого развития Владивостока
    – В целом, что мы пытаемся сделать: Основы экологической архитектуры. Учебный курс в ДВФУ
    – подробнее картинки можно глянуть: Приморский контекст ……

  5. Pavel says:

    И применение этих рецептов, только в части пассивной солнечной архитектуры – зеленая не востребована: Солнечный дом – экспериментальный, индивидуальный, традиционный

  6. Pavel says:

    И применение этих рецептов, только в части пассивной солнечной архитектуры – зеленая не востребована: https://ardexpert.ru/article/6810

  7. DennisJal says:

    Здравствуйте, есть вопрос по заказу

  8. Natalia Shustrova says:

    Денис, если Вы хотите сделать заказ Павлу Казанцеву, напишите ему на адрес pal-antvlad@yandex.ru

  9. Александр says:

    Под понятием узко , я имел в виду решение проблем города при помощи градостроительных и отдельных технических решений. Градостроительные проблемы начинаются с системы расселения, а водные с проблем бассейна. поэтому и решение возможно только по пути от общего к частному, путём коллективной работы специалистов из разных отраслей.В данном городе всё усугубится после придания ему статуса столицы региона( отрицательные явления будут нарастать очень быстро и их невозможно компенсировать градостроительными идеями в условиях существующего законодательства).

  10. Natalia Shustrova says:

    Александр, насчёт законодательства не спорю, но получается, что пока вообще нет смысла думать об экологичном городе?

  11. Александр says:

    Нужно искать единомышленников, собирать профессиональные команды и выступать с инициативами по изменению законодательства и путям реализации системы мер( в том числе градостроительных и строительных).Власть сейчас будет слушать коллективное мнение профессионалов из разных отраслей.

  12. Pavel says:

    Все-таки Александр не вчитался в само исследование в журнале Урбанистика, там как раз рассматривается вся территория города …. И в те статьи, что были ранее – “Экологическая архитектура в региональном контексте” например

  13. Александр says:

    Павел, это вы меня не поняли.Я не против программ в размерах города. Но они не дадут эффекта. если не решены проблемы более высокого уровня( в том числе и законодательные) У нас создали Национальный парк “Ладожские шхеры” но проблемы бассейна Ладожского озера ( а он захватывает несколько стран) не решаются. Поэтому озеро будет гибнуть несмотря на создание и функционирование огромного Национального парка.Поэтому все усилия” улучшить” локальные территории носят рекламный характер и не решают основных проблем.( претензий к пуговицам нет) Что касается крупных мегаполисов у нас, то создание зелёных зон возможно только после создания условий для их существования ( уменьшения нагрузки, очистки воздуха и водного бассейна и решения проблемы личного транспорта- непрерывное увеличение площадей занимаемых дорогами и т. д.Для создания условий нет законодательной базы и системы их реализующей.

  14. Александр says:

    “воспроизводство необходимых для жизни ресурсов – того же чистого воздуха или воды – в границах самих растущих городов”- очень наивное утверждение.

  15. Pavel says:

    достаточно погуглить urban farm и algaetecture

  16. SavasteevTY says:

    Спасибо!!!!

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про градостроительство

Еще про цивилизация

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта