Ерун Юнте о голландском дизайне
Всего за четверь века Нидерланды превратились в страну, во многом определяющую пути современного предметного и промышленного дизайна. Одна Академия в Эндховене чего стоит – на выставки ее выпускников съезжаются профессионалы со всей Европы и не только. Про это написана уже целая библиотека, и выставка, открывшаяся в книжном кафе Галереи дизайна / bulthaup, искушает книгоманов целой коллекцией отлично изданных книг, каждая из которых сама по себе – произведение дизайна. А голосом голландского дизайна стал один из авторов - Ерун Юнте (Jeroen Junte), который не только провел открытую встречу со всеми желающими, но и дал интервью особо любопытствующим, например – мне.
Со стороны мне кажется, что голландский дизайн под влияением кризиса, как ни странно, стал более артистичным и броским. Это неверное впечатление или в нем есть рациональное зерно? А если я хотя бы отчасти права, как Вы объясняете этот феномен?
Под влиянием кризиса? Нет, не более броским, а более экспериментальным. Вот например, этот стул, напечатанный на 3d принтере. Это – эксперимент в чистом виде, потому что вряд ли кто-то когда-то будет такие стулья выпускать.
То есть это – провокация?
В каком то смысле – да. Такие вещи имеют отношение скорее к миру идей, чем к предметному миру. Но при этом нельзя сказать, что это кич или нечто дорогое. И речь не идет об эпатаже или о самодеятельности: перфомансы с горящими стульями и стулья, изготовленные из старых одеял, у нас не в чести.
И все-таки “странных” объектов стало заметно больше. Как Вы объясняете этот феномен?
Голландские дизайнеры больше экспериментируют и думают о будущем. Собственно говоря, экспериментируя, они ищут новые пути для производства будущего.
Существует точка зрения, что расцвет специализации в дизайне позади, и нас ждет эпоха, когда разница между предметным, коммуникативным и графическим дизайном будет постепенно стираться, а дизайнер станет универсалом. Как Вы смотрите на эту гипотезу и какой точки зрения придерживаетесь?
Я согласен, что специализация уже позади, и сейчас границы будут стираться все больше и больше, это подтверждается практикой. Более того, дизайнеры все чаще станут заниматься коммуникативными концепциями, например, корпоративными, а архитекторы – создавать объекты, относящиеся к предметному или промышленному дизайну. Меняется не только дизайн как профессия, в ней появляются лазутчики из других профессий. Одновременно дизайнеры выходят за пределы своего профессионального поля: они работают и с фермерами, и с медиками, совершенствуя сельскохозяйственное производство и создавая удобную для врачей и пациентов среду. Самое важное, по-моему, то, что теперь во главу угла ставится не дисциплина, а проблема. Мы отталкиваемся от нее, и приоритет – удачное решение, часто междисциплинарное.
А как голландские дизайнеры находят таких разнообразных заказчиков? Есть ли у них агенты или агентские организации?
Ни агентов, ни агентских организаций, насколько я знаю, в Голландии у дизайнеров нет. Как они выходят на заказчиков? Вопрос сложный… Могу сказать, что государство помогает дизайнерам пропагандировать свои работы, организационно и финансами. Объекты выставляются, их замечают и проявляют интерес, но никто не сводит конкретного дизайнера с конкретной компанией. Страна дает дизайнерскому сообществу платформу и деньги, остальное – дело рук самих дизайнеров.
Еще про выставка
- ДизайнВыставка приглашает
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- Hometextile & Design 2024: деловая программа
Еще про дизайн. Нидерланды
Еще про интервью
- Смартчейн мебель и не только
- Архитекторы Елена Пучкова и Евгений Зеленов о будущем
- «Хоббика»: благоустройство личного пространства