Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Двадцать первое столетие: интеллектуальная динамика познания архитектуры

автор ©профессор Игорь Середюк

Становимся ли мы умнее?

Интеллектуальный уровень архитекторов цивилизация оценивает восходящими научными степенями – кандидата и доктора архитектуры. Защищенные диссертации предопределяют иерархическую структуру кафедр, факультетов, учебных заведений.

защита кандидатской, рисунок К. Самойлова

Разработку диссертаций – приоритетных фундаментальных научных исследований, стимулирует распространяемая на их авторов дифференцированная оплата труда.
Система столетиями не теряла своей творческой актуальности, оставляя после себя цивилизациям свои фундаментальные знаки – высокохудо- жественные исторические памятники.

Дезактуализация стилевой ориентации архитектуры в ХХ столетии привела к снижению ее творческой интеллектуальной энергии, компенсируемой калейдоскопом неустоявшихся трендов. Благодаря усилиям курирующих их чиновников, спонтанно предпринимаются далеко не равноценные попытки совершенствования качества и актуальности трендов. Чтобы требования к диссертациям таким образом приближались к обязательным, делается попытка их стандартизовать и унифицировать.

Сдерживаемые регламентируемыми требованиями интеллектуальные авторские вспышки замедляются. Лишенные оригинальных стимулов диссертации чувствительно теряют свою привлекательность и популярность. Проблема своими реалиями озадачивает и ученых, и студентов.

Противоречия между научным мышлением, архитектурой и обществом особенно углубляются с развитием компьютерных технологий, интернета. Они отражаются экспоненциально как в однозначных блоках, так и в их ансамблях.
Задуманные как целостная интеллектуальная система, кандидатская и докторская диссертации ею не становятся.

От полусистемы к системе

после защиты, рисунок В. Владова

Полусистема не стает системой, но может ею стать, если ее пополнить активными фигурантами, способными воспринимать диссертационное содержание как ценный интелектуальный источник. Проблема затруднена и на уровне диссертанта, не обремененного планами и обязанностями популяризировать свои диссертационные достижения после присуждения ему Ваком искомой степени.
Между тем в современных условиях методология диссертационной науки темпорально связана с большей системностью и конкретизацией своих функций. Среди них – личностная персонализация диссертационной информации.

Именно исходя из временного фактора и требований практики, могут определяться соответствующие социальные функции диссертаций: кандидатская занимает выразительное вузовское направление, на докторскую логичнее возлагаются масштабные общественные интересы.

Концентрированные интеллектуальные энергетические акценты в кандидатских архитектурных диссертациях трактуют архитектуру как сложную акцию функционального, эстетического, технического и экономического характера. Преподаватели-кандидаты создают ведущие, конкурентные педагогические коллективы.
Двухсотстраничная кандидатская диссертация вписывается в научно-просветительные функции архитектурного вуза и становится его символом.

Коренное структурное изменение ожидает докторскую диссертацию.
Формальное увеличение ее объема до трехсот страниц – результат произвольного цитирования мастеров из глубин столетий, насыщения диссертации новыми декодированными источниками с увеличением диссертационного текста, дополнительными печатными источниками, свободным графическим сопровождением.

В возникающих таким путем избыточных информационных блоках прогрессивная авторская идея теряется, растворяя свою идентичность в сложных словесных закоулках, которыми не всегда оперативно оперирует и сам автор, не говоря уже о беспомощности эвентуально заинтересованных рядовых особей.

Пространство и объем

Настоящий тезис излагает идею, реализация которой обещает диссертационным противоречиям и конфликтам придать позитивный характер, а архитектуру двадцать первого столетия превратить в эволюционное искусство.

Главное условие получения этих результатов – трактовка докторантуры не как расширенной стадии кандидатской диссертации, а как нового энергетического образования с ударными способностями.

Так мы выходим на ее физические размеры. Объем докторской диссертации должен представлять собой не многостраничное информационное поле для дискуссий (кандидатского характера), а для конкретного решения творческих проблем, задуманных докторантом.
Новоэнергетическое построение и функцию диссертационной энергетики по-новому определяет и обеспечивает гипотетическая пятидесятистраничная докторская диссертация.

Применение диссертации, рисунок К. Невлера и М.Ушаца

Компактная докторская диссертация обладает нестандартными качествами, придающими диссертационной системе новые конструктивные способности. Не имея их, традиционная докторская диссертация беспомощна и на ударные решения не способна.

Ограничимся лишь одним примером – градостроительством, то есть – городом. Вместе с изрядной компанией докторов архитектуры нас поглощают беспощадные пробки. Вместо того, чтобы найти
новое пространство, мы находим запреты, ограничения, наказания.
Новое, свободное пространство мы награждаем функциями, которые и являются новым гуманитарным градостроительством.

Рациональное пространство, охватываемое докторской диссертацией, обеспечивает бесконкурентное развитие идей, облегченная публикация которых фактически обеспечивает их неограниченную персонализацию.

Итак, мы имеем новое пространство и нового человека. Этот человек в ХХI столетии традиционный, ослабленный историзм заменяет новым историзмом, порождаемым новыми энергиями – нанотехнологией и суперструнной теорией. Чем дальше, тем архитектурное творчество становится интереснее и полезнее.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про мнение

Еще про теория архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта