ћемориальный комплекс в Ќью-…орке

—удьба музе€ и мемориала, увековечивающего трагические событи€ 11 сент€бр€, оказалась закономерно сложной. √ороду предсто€ло не только примиритьс€ с невосполнимой утратой, но и примирить воспри€тие людей, дл€ которых это место, в первую очередь, кладбище, с интересами мегаполиса, который не мог смиритьс€ с такой трактовкой. »менно поэтому отча€нно авангардный и проникнутый преимущественно отча€нием проект ƒаниэл€ Ћибескинда изменилс€ почти до неузнаваемости.

здание музе€ 11 сент€бр€


√енеральный план сохранили, но значительно подкорректировали, объемно-пространственное решение комплекса передали более сдежанной Snøhetta, а площадь, котора€ по замыслу ƒаниэл€ должна была превратитьс€ в €му, оставили на уровне улицы. ≈е дизайном зан€лс€ победитель конкурса, молодой и неизвестный в ту пору ћихаэль јрад (Michael Arad). ¬месте с ѕитером ”олкером они стремились сохранить ощущение сакральной пустыни и, одновременно, организовать общественное пространство дл€ посетителей, что чертовски трудно.

макет мемориальной площади 11 сент€бр€ в Ќью-…орке

Ѕуквально каждый элемент превращалс€ в камень преткновени€: дерев€нные скамейки казались неуместно легкомысленными, а каменные вызывали ненужные ассоциации с надгробь€ми. ѕолное умиротворение казалось лицемерным и мертвенным, а экспресси€ – излишне пафосной. ¬ результате мучительно искомый баланс, пожалуй, достигнут: тщательно подобранные деревь€ сперва выстраиваютс€ в шеренги, а потом обтекают каскадные пруды и надземную часть музе€. »х движение неочевидно, также как и движение воды: чтобы заметить, нужно воспарить или склонитьс€.

фрагменты конструкций сгоревших башен в интерьере нового музе€
©Associated Press
¬се авторы трудились под исключительно мощным гнетом ответственности, давившей изнутри и извне, хот€ газетчиков и архитектурных критиков до поры до времени к объекту старались не подпускать. Ќеизвестно, что бы в конце концов вышло у Ћибескинда, но Snøhetta удалось встроить травмированные и травмирующие фрагменты уничтоженных башен в концепцию, котора€ дает надежду на исцеление. ƒлинный по прот€женности и длительный по времени переход от залитого светом павильона к подземному уровню позвол€ет отрешитьс€ от сиюминутного шума.

¬прочем, там, внизу, где экспонируетс€ все, что св€зано с трагедией и ее жертвами, посетитель видит вещи, некогда составл€вшие столь же суетный мир. »х значимость, как ни ужасно звучит, возникла из смерти и разрушени€. ’от€ бы поэтому эстетика, претендующа€ на величие, тут не к месту.  лассицизм и рафинированный модернизм не выживут в хаосе, возникшем на месте привычной гордыни. » подземные интерьеры напоминают скорее мемориальные руины, чем залы в привычно-музейном смысле.

ёжный мемориальный пруд, съемка 2012 г.

’эппи энда не будет, потому что он невозможен. Ќо прин€ть то, что случилось 11 сент€бр€ в Ќью-…орке, все равно придетс€.  ак трагедию, как поражение, как расплату – это каждый из тех, кто придет сюда после родных и близких погибших, решит сам. ѕосле 21 ма€ это сможет сделать любой – в ближайшие 2 года по предварительной записи.

јвтор:

ќставить комментарий

¬аш email никогда не будет опубликован. ќб€зательные пол€ помечены *

≈ще про best

≈ще про novosti

≈ще про музей

≈ще про современна€ архитектура

поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта