Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Эволюция Мейна

архитектурное проектирование, фото, рендеры, планы и рисунки © Morphosis Architects
Для Американского института архитектуры (AIA) размер имеет значение. Притцкера можно снискать за прогрессивные объекты, а для золотой медали нужен масштаб: работы, которые невозможно не заметить. Во всяком случае, именно так поступили с Томом Мейном, получившим высокую награду весной 2013. Коллеги-соотечественники наконец-то признали подрывателя основ пророком – много позже, чем все остальные, включая правительство США, поручавшее ему государственные заказы.

Федеральное здание в Сан Франциско, архитектурное проектирование Морфозис
Федеральное здание в Сан Франциско, архитектурное проектирование Морфозис, 2009

«Сдается, что Корбюзье было чрезвычайно удовлетворен тем, что он сам вводит правила и поэтому сам их меняет. Их так и не исправили. Гибкость чрезвычайно важна, и я говорю это как архитектор, а не как критик».

Практик, практик, и еще раз – практик. Том Мейн все пробует на зуб, отбрасывая невкусные идеи. Среди которых есть замечательные и даже гениальные. Потому что он – прирожденный субъективист, и по-другому не может. Он был обречен на бунтарство, поскольку иначе было не состояться в мире, где в пору становления архитектора все еще царил рационализм и спровоцированное им представление о всеохватывающем идеале. И где по сей день известность – не только гарантия качества архитектуры, но и важнейший критерий ее оценки.

комплекс офисных зданий в Шанхае, архитектурное проектирование Морфозис, 2011
комплекс офисных зданий в Шанхае Giant Campus, архитектурное проектирование Морфозис, 2011

«Я культурно или исторически был неспособен слиться с рационалистическим направлением. Хотя я неизмеримо восхищался *Росси, я рано понял, что его проект заполнен, и в нем нет места для других. Это твой клочок земли, тебе искать путь. Инстинкт подсказывает, куда двигаться, нужно быть эгоистом и спрашивать «А что там есть лично для меня?».

план Giant CampusЛично для Мейна дорога лежала к архитектуре, идеологически связанной с наукой, но называющей себя искусством. Архитектор исследует и выражает связи, для него мерило – движение, способы, которыми будут осваиваться пространства, процессы, которые будут в них происходить. Прикрываясь автономией архитектуры, Том одним махом дистанцируется от навязчивой социальной идеологии, от явного мессианства и от всех прочих преопределенностей. Эрудированному трудоголику так легче: он – Архимед, застолбивший возможность сначала лечь в ванну, а потом, если получится, завопить «Эврика».

мост в офисном комплексе

«Архитектура втянута в мир, но в то же время у нее есть несомненная автономия. Ее не объяснишь в рамках традиционной логики, потому что самые интересные составляющие работы невербальны. Они срабатывают в процессе – как у любого искусства».
«Эстетику архитектуры стоит перекрыть более широким представлением о деятельности человека, например – о прогулке, отдыхе и общении. Архитектура размышляет о том, как сделать эти проявления более ценными».

домСходство между «автономной архитектурой» в практической трактовке Хадид или Гери и самостоятельным зодчеством в понимании Мейна сугубо терминологическое. Он играет на другом поле, где эстетическая выразительность возникает только и исключительно как результат удачного решения всевозможных коллизий, от планировочных и конструктивных до гуманитарных. Недаром заказчики его часто спрашивают: «А где же здесь архитектура?», а критики обзывают модернистом. Первым он обычно демонстрирует какой-нибудь мощный узел, подкрепляя презентацию кратким экскурсом в историю искусств, а вторым под настроение показывает фигу или заводит их в теоретический тупик.
на фото и рисунке – дом 2-4-6-8 в Лос Анжелесе

рисунок частного дома

«Мне интересно постоянно испытывать и критиковать правила, чтобы продвинуться в работе, а также – критиковать работу, которая на них строится. Ты оперируешь на двух уровнях. Оба важны, но ты действуешь в рамках слабого представления о том, что мы называем «теорией». Это набор посылок, движущих работу вперед: ты их проверяешь, и они меняются».

вертикальная схема здания колледжаАмериканец, раздражавший именитых соотечественников демпингом, вечно ругал прессу и ругался с ней. Тут присутствовал талантливый самопиар – иначе кто бы стал слушать новичка. Однако у всякой медали есть и оборотная сторона: сегодня создателю Морфозиса приходится пожинать плоды своей былой разговорчивости, которая, в сумме с преподаванием в Гарварде, привела к тому, что его высказывания обсуждают чаще, чем постройки. Что очень обидно, поскольку и эскапады, и профессура были для архитектора средством, приближающим к заветной цели: строить. Оно чуть было не обернулось судьбой, и победа в борьбе за клиентов для Мейна горчит: долго ждал. Хотя теперь он завален масштабными и предположительно резонансными проектами.

здание колледжа Эмерсон, визуализация ночного вида
вертикальная схема, визуализация ночного вида и фото со стройплощадки – здание колледжа Эмерсона, Лос Анжелес, в стадии строительства на 2013

«Дико, что они начинают давать тебе в 60-65 лет такие проекты, которые можно было сделать в 40 или 45».
«Я думаю, что принципы остались такими же, хотя изменился уровень. И проекты тоже:
существует огромная разница в мышлении, если переходишь, к примеру, от совсем маленького проекта к проекту большого односемейного дома. Мы пытались придерживаться тех же самых основ, я думаю, от них трудно избавиться, сложно не прикипать к процессу и способу осмысления задач, их оценки и поиска решений. Процесс принципиален, и, по-моему, вопрос аутентичности таким образом просто снимается».

панорамная фотография со стройплощадки колледжа

Круг замкнулся: модернизм вывернут наизнанку, господство формы сменила диктатура содержания, неуловимого для профанов и почти недосягаемого для подражателей. Следующий шаг, разумеется, урбанизм, структурная экспансия: Мейн всех перехитрил, и все-таки собирается изменить мир к лучшему.

новый международный аэропорт Doha в Шанхае, проектное предложение
новый международный аэропорт Doha в Шанхае, проектное предложение

«Я начинаю проекты с более широким идейным размахом, где мы сможем сосредоточиться на прототипировании и задать новые стандарты. Я возвращаюсь к урбанистическому проектированию, которым интересовался прежде, к городам, в которых в обозримом будущем сосредоточатся две трети населения земли.
Вот простенький пример того, как мы сегодня на это смотрим.
Я предъявляю аудитории чашку и говорю, что мы займемся ее редизайном. Большинство сразу начинает работать с формой, а меньшинство задает вопросы вроде – сколько нужно таких чашек в год, сколько раз будут использовать каждую, какой объем они займут в мусорных контейнерах, как быстро они будут разлагаться.
Вот в эту сторону я и двигаюсь прямо сейчас».

*Альдо Росси (Aldo Rossi), 1931-1997, теоретик архитектуры, архитектор и урбанист, на раннем этапе опиравшийся на практику и теорию итальянских модернистов

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про современная архитектура

Еще про теория архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта