Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Вне вертикали: Ван Шу, Питер Эйзенманн и Сантьяго Калатрава как лекторы

Можно спорить о том, принадлежит ли человечеству монополия на интеллект и способность делиться знаниями, но бесспорно, что только у людей выстроена сложная иерархия, определяющая, кому и что передавать. В архитектуре, к примеру, существует отдельная табель о рангах, основанная на том, куда зодчего позвали в качестве приглашенного профессора. Есть могучая тройка: Гарвард, Кембридж и Йель, которую догоняет Лондонский институт искусств и, с поправкой на американский патриотизм, Колумбийский университет.


Можно быть очень продуктивным и общепризнанно выдающимся архитектором, как Калатрава или получить Притцкера, как Седжима, но остаться вне круга избранных профессоров. Бывает и совсем по-другому: о Захе Хадид злые языки говорят, что ее стали приглашать прежде, чем она что-либо спроектировала.
Характер отношений тоже имеет значение: новатору и борцу за обновление не пристало находиться в штате – либералы заклюют. Приятная оборотная сторона медали – возможность приобщиться к мировоззрению зрелого мастера в самых разных городах и странах, поскольку «отщепенцы» охотно проводят публичные лекции вне стен недоступных для большинства университетов. Кроме того, интернет позволяет увидеть и услышать почти всех: по большей части в записи, но иногда и в прямой трансляции. Все, что нужно – захотеть и слегка овладеть английским. Впрочем, еще – выбрать, что не так-то просто. Как бы то ни было, уходящий год показал, что, помимо всего прочего, у знаменитостей можно поучиться идейной независимости – независимо от их взглядов.

Предвестником притцкеровской премии для Ван Шу стало приглашение в гарвардскую школу проектирования, где он стал первым из соотечественников. Но зодчий, настаивающий на том, что «строит дома, а не здания», не просто читающий лекции гастролер, он на постоянной основе преподает в университете Гуанчжоу и относится к этому занятию со всей серьезностью. Кажущийся парадокс заключается в том, что Ван Шу считает архитектуру спонтанной и трактует проектирование как почти неосознанный акт. На самом деле противоречия нет: речь идет о хорошо подготовленной импровизации, основанной, в частности, на глубоком знании народной архитектуры и переосмыслении традиционных технологий. С этого начал и сам мастер, придумавший для своей мастерской, основанной в 1997 году, знаменательное название «Любительская архитектура»(Amateur Architecture) – в пику всему «официальному и монументальному».
В нынешнем году архитектурного антиглобалиста можно по праву назвать лекционным героем года. Хотя он сам выступал только в Китае и США, о нем читали лекции во множестве университетов по всему миру, причем в числе лекторов был столп японской архитектуры Фумихико Маки.
Ван Шу – практик с выраженным личным мировоззрением, прекрасно владеющий аудиторией. Его обязательно нужно послушать, хотя бы онлайн.


Ван Шу “Архитектура прислушивается к природе”, 2011

Питер Эйзенманн – известный во всем мире деконструктивист, чьи произведения весьма скептически оценивает значительная часть американского архитектурного истэблишмента, несмотря на почтенный возраст, тратит силы не только на преподавание, но и на публичные выступления – неизменно вызывающие острую реакцию, даже если тема кажется вполне невинной. Повествуя в марте 2012 года в Лос-Анжелесе о раннем этапе своей карьеры, теоретик и борец за теорию неожиданно заявил, что единственный способ получить полноценное представление об истории архитектуры – увидеть все, что можно, собственными глазами, а также обозвал свое преподавание в Гарварде, Принстоне и Кембридже карьерными случайностями.
Впрочем, это семечки для автора книги о фашистском архитекторе и мемориала жертвам Холокоста, вечного провокатора, открещивающегося от звания диссидента, но называющего себя аутсайдером. При всем при том слушатели Эйзенманна, априори застрахованные от скуки, общаются с одним из самых эрудированных архитекторов.
Он как-то сказал, что не знает ни одной мало-мальски ценной вещи, созданной либерализмом. Завидуйте: Питер не представляет мира без свободы, и учитесь, пока он жив.


Диалог Эйзенманна с Вольфом Приксом в архитектурной ассоциации

Сантьяго Калатраве в 2012 году пришлось превратить свои лекции в инструмент самозащиты.
Архитектора с инженерным образованием, несмотря на множество замечательных реализованных произведений и любовь к аудитории, и прежде не все жаловали: по сей день его сделали приглашенным профессором только в Техниконе (Израиль), где он, кстати сказать, прочел замечательный краткий курс, доступный онлайн, а в этом году позвали в Пратт (Нью-Йорк). При всем уважении к этим институтам, нельзя не признать, что их статус ниже, чем у Гарварда или Кембриджа. Но это лирика, а вот нападки испанских левых, обвинивших Калатраву в том, что он разоряет Валенсию непомерными счетами и получает заказы на туманных основаниях – уже серьезно. Тем более, что волна критики захлестнула и США, где испанец работал над Ground Zero и транзитным хабом Нью-Йорка.
В двух словах его возражения оппонентам сводятся к тому, что при демократии естественно, когда у разных людей разные точки зрения на то, как стоит тратить деньги. Более пространно, убедительно и страстно Калатрава высказался в Нью-Йорке, где выступал дважды, неизменно подчеркивая роль архитектуры как искусства и проводя замаскированную параллель с бесценными шедеврами прошлого. Летнюю публичную лекцию в Санкт-Петербурге, однозначно интересную, можно тоже трактовать в контексте гонений: Калатрава знает, что в России охотно тратят большие деньги. К сожалению, он явно не догадывается, куда именно.


Обзорная лекция Калатравы в Техниконе

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про теория архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта