Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Павильон Британии на Экспо 2010 в Шанхае – храм семян

фото ©Heatherwick Studio
Тема Экспо-2010 -“Чем лучше города, тем лучше жизнь”, и, на мой взгляд, спроектированный Томасом Хезервиком павильон на самом деле не дизайнерский объект, вытесняющий архитектуру, а, скорее, произведение ландшафтной архитектуры.

павильон для Экспо, общий вид, проект Томаса Хезервика


Это не бросается в глаза, потому что сооружение под названием “Храм семян” приковывает к себе все внимание. Название кажется странным только на первый взгляд: британцы представили на выставке знаменитую коллекцию семян Королевского ботанического сада – Millennium Seedbank. Высота постройки – 20 метров, она собрана из 60 000 пучков оптического волокна, длина каждого -7, 5 метров. Причем каждая “охапка” предназначена для демонстрации определенного типа семян, что прекрасно видно на фотографии:
интерьер павильона - стенды для экспонирования банка семян
Разумеется, интерьер освещается исключительно дневным светом.
Но “храм” – только верхушка айсберга, а точнее – многоуровневого искусственного ландшафта с циркуляционной зоной и помещениями, где размещены инсталляции на тему взаимоотношений британских городов и природы.
“У проекта три цели: во-первых, создать павильон, архитектура которого прямо заявила бы о его содержимом, во-вторых – создать приметное общественное пространство, где посетители могут расслабиться и в-третьих – найти простую, но сильную идею, способную выделить нас среди сотен других павильонов.”

Надо сказать, что, хотя жителям континента Англия кажется индустриальной и туманной, островитяне издавна сравнивали ее с садом – в стихах, песнях и прозе. Поэтому выбор предмета для экспозиции кажется вполне оправданным. К тому же семена у всех стран и народов ассоциируются с надеждами на благополучное будущее.

Автор:



уже 4 мнения на тему “Павильон Британии на Экспо 2010 в Шанхае – храм семян”


  1. Pingback: Томас Хезервик и медаль Лондонского Дизайна - Дизайн-дневник Ксении Бандориной- архиблог Шу
  2. Март says:

    Наталья, признаю что об этом павильоне как и о других (кроме Российского) почти ничего не знаю, так что спасибо Вам за информацию. Для меня события Всемирной выставки прошли фоном, но из всех павильонов я для себя чисто визуально выделил именно этот. Повторюсь, что он мне нравится, а запутка с семенами усиливает эффект от увиденного. Возможно образность и функциональность в нем действительно слились воедино, но все же для меня это дизайн или ландшафтный дизайн, если хотите. В наше время дизайн вообще все больше и больше превалирует над архитектурой. Архитектура строится на дизайнерских принципах и на материалах. Я уже молчу о повсеместном киче.
    Не знаю как там проходило проектирование, но уверен, что основная ПРОБЛЕМА была сделать экспозицию семян видимой, т.е доступной человеческому взгляду. Даже на картинке видно, что многие семена без стремянки или еще более сложных приспособлений посмотреть не возможно ! Вот это и есть ключевое отличие архитектуры от дизайна в архитектуре. Архитектурными средствами я могу придумать любой образ здания, но центром внимания будет экспозиция семян, соответственно семена будут в зоне видимости все без исключения, иначе зачем мне их выставлять. Экспозиция – это цель. Но что является целью в этом объекте? Экспозиция семян? НЕТ! Цель – поразить, сделать саму идею кричащей, обособленой от всего вокруг и замкнутой на самой себе. Каждое семечко в отдельности не значит тут ничего! Не важно, что половины семян мы так и не увидим, главное сама идея – 60 000 пучков оптического волокна с семенами, что прекрасно видно на фотографии.

  3. Shu says:

    Март, Вы правы, но я смотрю в другом ракурсе: в данном случае экспонируются не семена как таковые, а уникальный банк семян в целом. Храм с ним сливается и дает, на мой взгляд, прекрасное представление о масштабе и смысле коллекции. И на всемирных выставках задача выделиться и привлечь внимание -одна из основных, это ведь не градостроительный проект:). И наши архитекторы к этому тоже наверняка стремились
    Насчет превалирующего над архитектурой дизайна я, в общем, согласна и во многих случаях это не радует. Но выставочный павильон – дело особое. Он не обязан быть архитектурным в строгом смысле слова, ведь Экспо -не архитектурная выставка. Хотя в 2000 году на Экспо в Ганновере архитектуры было больше – тогда Форма подробно писала о многих павильонах, например – http://www.forma.spb.ru/info/news/expo/011/main.shtml

  4. Март says:

    “У проекта три цели: во-первых, создать павильон, архитектура которого прямо заявила бы о его содержимом, во-вторых – создать приметное общественное пространство, где посетители могут расслабиться и в-третьих – найти простую, но сильную идею, способную выделить нас среди сотен других павильонов.”
    Судя по этим заявленым целям, павильон оправдал их на 100 %. Я, конечно, слишком обобщил.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про Великобритания

Еще про современная архитектура

Еще про Экспо

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта