Так говорит Калатрава
Зачем в Санкт-Петербург приехал бывший инженер, а ныне заслуженно прославленный архитектор Сантьяго Калатрава, доподлинно неизвестно. Однако можно предположить, что его контакты с Валерием Гергиевым объясняются не только взаимной приязнью, но и взаимным интересом к многострадальной второй сцене Мариинского театра. Впрочем, это всего лишь слухи или мечты тех, в ком не погасла надежда, что в Питере появится выдающееся произведение современной архитектуры. Зато лекция Калатравы в Петербургском университете – состоявшийся факт. Редактор Формы и колумнист блога Ксения Бандорина побывала на ней сегодня. Точнее – уже вчера…
Два маэстро стояли на одной сцене – Валерий Гергиев и Сантьяго Калатрава. Вчера Калатрава был на концерте русского мэтра, сегодня Гергиев слушает лекцию великого испанца в большом университете. На удивление, остальных слушателей в зале было немного – я, опоздав на полчаса, даже нашла место, чтобы сесть. Как и многие, архитектор демонстрировал фото своих работ, давая скромные комментарии – дата и место постройки. Редко – эмоциональные характеристики работы. Но все же на его лекции прозвучало несколько интересных и важных для архитекторов тезисов:
«Я считаю очень плохой и опасной тенденцией то, что современные архитекторы увлекаются работой на компьютере, абсолютно забывая при этом ручной классический рисунок. Без него невозможно работать над проектом. Я считаю, что каждый проект должен быть продуман рукой, прорисован сначала, а уж потом запущен в компьютер»
Я начинал свою работу с проектирования балконов и автобусных остановок. Но тогда я был очень молод, хотя и проучился 14 лет. Когда я проектировал балкон, я всегда представлял, что проектирую мост, а когда придумывал остановки – фантазировал, что создаю проект железнодорожного вокзала. А ведь так и получилось!!!
«Я очень люблю наблюдать за природой – я у нее учусь. Я делаю зарисовки того, как растет ветка или цветок. В этом можно увидеть структуру и конструкцию будущего небоскреба или театра».
Turning Torso, Швеция, 54 этажа
«Человеческое тело – бездонный учебник для архитектора. Более сложной архитектуры в природе наверное не существует. У меня есть несколько проектов, которые сделаны на основе поворотов человеческого торса, в другой проект заложена конструкция позвоночника с ребрами. А один музей я сделал по принципу человеческого глаза».
«Для архитектора очень важно понимать, что простота – во многом залог успеха в его работе. Я всегда использую очень простые материалы, чтобы создавать сложные проекты. Сложными они могут показаться на первый взгляд. Да, у них продуманная конструкция, специально разработанная под данную форму. Но реализация очень простая».
«Безусловно, развитие новых технологий дает архитектору очень много возможностей. Я считаю, что будущее за подвижной архитектурой. Я могу создавать совершенно невероятные образы, архитектуру, которая меняется в зависимости от того , закрыта крыша у стадиона или открыта, подняты навесы у вокзальной крыши или опущены. Это фантастика!»
Свет в пространстве вокзала в Льеже, фото Алины Гринчель
«Очень большую роль в своей архитектуре я отвожу свету, тому как он ведет себя на фасаде здания, как проникает внутрь и освещает интерьеры. Поэтому мне очень нравятся жалюзийные конструкции крыши. К крышам у меня тоже особое отношение – для меня это самый важный фасад».
«Я очень люблю музыку, и поэтому для меня большое счастье, что мне довелось проектировать и строить концертные залы и театры. Я счастлив, что застывшая музыка архитектуры и живая симфонического концерта дарят людям радость!»
А мы, со своей строны, надеемся, что благодаря Калатраве застывшая музыка подтянется к симфонической по уровню…
уже 13 мнений на тему “Так говорит Калатрава”
Оставить комментарий
Еще про novosti
- Новый кампус БФУ строится в Калининграде
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- MIPIM Awards 2024: девелопмент яркой архитектуры
Мммддяяяя…
Дядюшка Сантьяго отжёг по поводу компов!
КрасаффчеГ!
Интересно, к этому хоть ктонть у нас прислушается???
P. S. Человеческое тело…
Рисунок…
Что может быть гениальнее?
Если бы у Да’Винчи был бы комп, то разве были бы великие его шедевры?
Вадим, рџ™‚ Думаю как профессиональный в прошлом технарь Калатрава знает цену технике и технологии – в отличие от архитекторов с гуманитарным образованием, которых технические возможности компов совершенно завораживают.
Консервативная среда чиновников не даст развернуться у нас и Калатраве. Если не будет указания “не душить” сверху.
Насчёт Калатравы-Технаря:
Точно! При полном отсутствии технических знаний!!! рџ™‚
Современные архитекторы до мозга костей пропитаны “Крутизной” компов с “Крутым” софтом и думают, что те (крутокомпы) за них будут делать все расчёты, инженерные сети и прочее.
При всей этой “продвинутости” мы наблюдаем грубейшие диспропорциональные угловатые формы современных построек-монстров, уродливость которых сваливают на ограниченость заказчиков по средствам или по развитию… рџ™‚
Очень жаль что не знала о том, что вчера была лекция Сантьяго Калатрава!!!!
С удовольствием и большим интересом прочитала об этом, спасибо за статью.
Пожалуйста делайте анонсы таких значительных событий, очень очень прошу….
Катя и все, обычно мы анонсируем такие события, но в данном случае источник, сообщивший мне о лекции Калатравы, просил не распространять эту информацию. Извините (:
Shu,насчет нераспространении информации о лекции- все же эта новость была на сайте союза дизайнеров России 16 числа,с утра!))
Дизайнеру – значит, их не просили, а меня просили. Вот и все:))
Совершеннейшая глупость противопоставлять комп и карандаш – думает то голова, а все остальное инструмент-)))
2 architipai, в моем понимании речь не о противопоставлении, а о расстановке акцентов или приоритетов. Разумеется, думает голова, но как она думает, зависит и от того, умеет ли архитектор рисовать. Да, и комп, и карандаш – всего лишь инструменты, и гений выразит себя в любом случае. Но инструмент влияет на процесс – знаю по своему опыту пересадки с пишущей машинки на комп:)
Уважаемый architipai!
Речь о бездумном “обожествлении” многими архитектЁрами и дизайнЁрами компов.
Ещё беда в том, что многие клиенты “западают” на красивые картинки со множеством преломлений, отражений, текстур и прочей фиГГни, которая скрывает грубые бездушные проекты с отсутствующим напрочь вкусом и чувством пропорции!
Калатрава – творец высокой культуры