Франко Альбини. Объекты и проекты – выставка в Петербурге
текст: Шу, фотографии – ©фонд Франко Альбини, ©Сassina
Когда у Марко Альбини, архитектора и по совместительству – директора фонда Франко Альбини спросили, сыграл ли какой-нибудь спроектированный его отцом предмет особую роль в его собственной жизни, он ответил: “Стеклянный шкаф, который упал на меня в раннем детстве”. Из чего можно заключить, что Франко сживался со своими произведениями в буквальном смысле слова. Так оно и было…
Франко Альбини окончил Миланский политехнический институт в 1929 году и после недолгой стажировки у Джо Понти открыл собственную мастерскую, чтобы заняться архитектурой, интерьерами и дизайном. Сегодня его сын называет этот период маленьким “золотым веком”, когда искусства объединились, образуя мощный культурный поток. Однако в Италии в ту пору было мало возможностей для запуска дизайнерской мебели в серию и немного заказчиков, желавших меблировать такой мебелью свои апартаменты.
Так что вплоть до 50х годов Альбини работал, в основном, в стол, проектируя и создавая прототипы. Именно тогда сформировалась его трактовка минимализма, основанная не на отрицании, а на переосмыслении традиций, а также – подход к проектированию, построенный на четком и даже демонстративном разделении элементов, образующих предмет.
Прообразом переносного столика был столик 19 века, который использовался в кафе. Альбини заострил форму до такой степени, что лишенный декора и абсолютно функциональный предмет превратился в арт-объект.
Кресло – новая трактовка хрестоматийного “кресла с ушами”. Стойки изначально проектировались для выставки, а потом стали основой стеллажа, который сейчас выпускает Сassina (верхнее фото).
Франко Альбини и Вальтер Гропиус, 1961 год
В 50е годы к Альбини пришла известность, и впоследствии он стал обладателем премии Compasso d’Oro (за стул Luisa в 1955, вклад в развитие дизайна в 1958 и дизайн станций метрополитена Милана в 1964).
Тем не менее его авторский стиль, который иногда называют “поэтическим рационализмом” не вписывался в бурный мейнстрим итальянского дизайна 60х, так что Альбини во многом остался дизайнером для дизайнеров. Объекты Альбини входят в коллекции основных музеев современного дизайна – MoMA, Triennale, Vitra Design Museum, но сравнительно редко встречаются в реальных интерьерах.
Сегодня многие его произведения кажутся узнаваемыми не потому, что мы их видели, а оттого, что их растащили на цитаты. Тем не менее, а может быть – тем более, они производят сильное впечатление. Концентрированная идея, не ущемляющая человека и его запросов, язык времени, вступающий в диалог с языками других времен, пробиваются даже к тем, кого вообще-то уже тошнит от мебельного изобилия. Как меня.
Выставка открылась вчера на 3 этаже выставочного пространства Галереи дизайна / bulthaup и продлится до середины августа
всего 1 мнение на тему “Франко Альбини. Объекты и проекты – выставка в Петербурге”
Оставить комментарий
Еще про novosti
- Началась реставрация памятника авангардной архитектуры – ДК «Серп и Молот»
- Новый кампус БФУ строится в Калининграде
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
Прикольные табуреташки!