Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Открытие города – проект Рюриковой, Конюковой и Ногинова, Нижний Новгород

Совсем недавно была опубликована статья Зои Рюриковой Временные сооружения в Европе и России. Взгляд на повседневность. Комментаторы, в частности – Екатерина Богданова (журнал Interni, редактор) справедливо отметили, что статья только констатирует факты, а “креатива” в ней нет. Между тем, Зоя - архитектор весьма креативный, в чем можно убедиться, ознакомившись с проектом “Открытие города”, который был удостоен диплома МСА на конкурсе Торжество городов-2 в сентябре 2006 года.

 

Авторы проекта и пояснительного текста ©Рюрикова З.А., Конюкова Е.А.,Ногинов М.К

Для решения многих проблем городской среды с помощью временных сооружений предлагается метод акупунктуры, который заключается в точечном воздействии на её определенные места, не затрагиваяющем фундаментальной застройки.   Как один из инструментов управления городским организмом, с точки зрения перспектив развития метод наиболее целесообразен в следующих случаях:
– для реанимации среды – ликвидации заброшенных, деградировавших мест городских мест, привлечения к ним капитала;
– для реконструкции и общей гармонизации  устойчивой городской среды, используя возможности дополнительных пространственных функций временной архитектуры,  как  сооружений-ограждений, сооружений- вставок, сооружений-улиц, сооружений- площадей, сооружений-перекрестков, сооружений-остановок, сооружений-скульптур  и прочих, выявленных в исследовании;
– для создания новых пространственных структур города – пешеходных бульваров, мест отдыха, познавательно-развлекательных маршрутов и т п;
– для проверки правильности проектных решений или выбора участка для фундаментальной застройки, используя временные сооружения как пилотную архитектуру;
– для адаптации городской среды к различным социально-экономическим колебаниям, новым потребностям общества, а так же компенсации неразвитости городской инфраструктуры.
      Одним из примеров решения градостроительных проблем с помощью временных сооружений г. Нижнего Новгорода является проект-идея «Открытие города»
        Существующая ситуация:    В период советской власти с 1932 по 1990 город был «закрытым», т. е. недоступный для туристов, в связи с расположенными на его территории стратегическими объектами.  На территории Нижнего Новгорода расположено большое число памятником русского зодчества, а также советского конструктивизма. Существует ряд проблем, мешающих созданию туристической привлекательности города. Во-первых, отсутствие целостного восприятия города, в связи с разрозненностью примечательных объектов и сложному к ним подъезду. Во-вторых, не использован потенциал склонов Дятловых гор – правого берега  рек Оки и Волги с их смотровыми площадками. В-третьих, береговая линия реки Оки и Волги, имеющая большую степень притягательности для людей требует  реконструкции, реновации, облагораживания, а так же удобного к ней доступа.
    Проектное предложение: Сделать город привлекательным для туристов, увидеть его с самых лучших точек, минуя городские автомобильные пробки оказалось бы под силу специально расположенным в городе, новым   временным объектам, являющимися точками притяжения и участвующими в организации нового туристического маршрута. В этом случае наряду с используемым транспортом временные объекты  позиционировались бы как неотъемлемый  бренд  маршрута.  
    Маршрут предполагается вдоль, по и над реками  объединив в нем ценную ландшафтно-архитектурную среду города, который предполагает:
– соединение с помощью временных объектов наиболее значимые пункты с архитектурными и природными достопримечательностями города, а также аэропорт, железнодорожный вокзал, гостиницы, спортивные и зрелищные объекты. Первая часть маршрута знакомит туриста в основном  с памятниками советского уклада жизни, а вторая с объектами старой патриархальной Руси.
   -   благоустройство береговой линии рек, с устройством пляжей, сооружений на воде (концертного зала, ресторана, выставочной площадки и т. п.), спортивно-развлекательных объектов зимнего и летнего использования, культурного  центра «Восточно – славянская ярмарка» (на Гребневских песках),  площади массовых мероприятий, просматриваемой  с Верхневолжской набережной и склонов Дятловых гор.
– возрождение внутригородской водной транспортной сети,  разгрузку автодорог и мостов, Маршрут делает необходимым активизацию существующих дорог, приходящих к реке и прокладку новых и предполагает дополнительные места хранения автомобилей.

 проект Зои Рюриковой Открытие города, планшет1
кликните, чтобы увеличить

    Проект разработан на идейной стадии, поэтому детальной разработки видов временных сооружений в нем нет, но определены основные функции и подход к архитектурному решению. Для маршрута предполагается:
 -  использовать по маршруту временные сезонно-трансформирующиеся объекты, для создания мини – туристических центров на каждом его пункте, а так же  для обеспечения обслуживающее – развлекательной,   вспомогательной функции. Транспорт, для перемещения с пункта на пункт, выбирается наиболее выгодным для различных мест  города, а так же изменяемый   в зависимости от времени года: монорельсовая трасса, канатная дорога, водное такси, конный маршрут (по парку), трамвай (старинный), автотранспорт. Маршрут предполагает  не пассивное созерцание, а активное участие в предложенной программе, которая может меняться в зависимости от    событий или сезона.
-Сооружения предполагаются быть разработанными в брендовой стилистике и в нескольких типовых моделях – закрытой   (с теплым контуром),  открытой   (без теплого контура сезонного  характера) и смешанной   (с трансформирующимися элементами).  Для оригинальных объектов предполагаются индивидуальные решения ( например для концертного зала на воде). 

 проект Зои Рюриковой Открытие грода, планшет1
кликните, чтобы увеличить

Краткое описание маршрута :
     Начать маршрут предполагается у Нижегородского международного аэропорта, где организуется стоянка транспорта эпохи СССР, а так же ресторан в советской стилистике. Туристы выбирают вид транспорта для начала маршрута, далее   знакомятся с памятниками архитектуры периода СССР –Соц.городом Горьковского автозавода и выезжают на берег  реки Оки.
     На берегу устраивается лодочная станция с кафе и мотелем – с этой точки начинается внутригородское водное такси, зимой это катера на воздушных подушках.  
     На противоположном высоком берегу реки Оки расположится первая станция монорельсовой дороги. Здесь находится горнолыжная трасса «Новинки», конюшни и парк внедорожников, а так же гостиница с банями  и всем необходимым для зимнего и летнего отдыха.
      Далее монорельсовая дорога пролегает по живописным склонам Дятловых гор. Этот отрезок пути имеет массу панорамных видовых точек на заречную часть города, которые благоустраиваются. В маршрут включены  всевозможные виды отдыха на воде: летом  галечный пляж, лодочная станция, яхтклуб, центр дайвинга, выставочные, концертные площадки на воде,  зимой –   лыжи, сноуборды, снегоходные маршруты, поездки по реке на катерах на воздушной подушке.
      Монорельсовая дорога приходит в городской парк «Швейцария», где туристам будет предложен конный маршрут по парку, вытянутому вдоль реки, альтернатива – водное такси или канатная дорога, начинающаяся в парке и пересекающая  реку Оку по направлению к следующему пункту маршрута – Нижегородской ярмарке. Здесь начинают своё путешествие туристы, приехавшие в город по железной дороге. В павильонах  Нижегородской ярмарки проходят различные выставки, мероприятия, за зданием ярмарки расположен Ярмарочный Собор, который является Кафедральным. В рамках маршрута предлагается использовать остров Гребневские пески перед ярмарочным комплексом. Здесь предлагается создать атмосферу знаменитой восточнославянской ярмарки 1817-1917 годов: в то время этот участок реки был буквально «забит» баржами с зерном и другими товарами.  Планируется превратить остров в познавательно-развлекательный центр – музей  «Восточно-славянская ярмарка», представляющую собой  скопление старинных барж и устройством на них  сцен, характеризующих быт того времени.
   Каждый пункт маршрута- это мини- туристический  центр с набором необходимых сооружений , предлагающий различные дополнительные маршруты, например водные в  Макарьевский монастырь, замок графа Шереметьева и т д, а так же всевозможные экскурсии групповые и индивидуальные.
      Исторический трамвай (в Нижнем Новгороде был пущен 1 трамвай России) провозит человека через Стрелку с Собором Александра Невского. На противоположный берег реки Волги его доставляет монорельсовая дорога или водное такси. Здесь прекрасное место для проведения зрелищных массовых мероприятий: авиашоу, фестивалей воздушных шаров, воспроизведения исторических баталий и так далее, т. к. это место просматривается с набережных, склонов и представляет собой как бы сцену огромного амфитеатра.
     Далее монорельс (либо водное такси)  повторно пересекает Волгу и проходит через спортивно-зрелищные площадки Гребного канала и памятник Древней Руси – Печерский монастырь к Кремлю.   
  Таким образом, не затрагивая фундаментальной застройки и существующей транспортной сети, мы создаем новый увлекательный сценарий для  целостного взгляда на Нижний Новгород, который привлечет к нему множество туристов из России и зарубежных стран.

Автор:



всего 1 мнение на тему “Открытие города – проект Рюриковой, Конюковой и Ногинова, Нижний Новгород”


  1. Vadim says:

    Классная идея!
    Похожее видел (во много раз меньше) в Италии.
    Где-то под Римини и Риччонэ еть парк “Италия в миниатюре”.
    Там монорельсовый трамвайчик объезжает всю эту прелесть. А ещё там водный трамвайчик-лодочка в отделении “Венеция в миниатюре”
    Очень хорошая идея.
    Я вообще противник автомобилей и за цивильный общественный транспорт.

    СМЕРТЬ МАРШРУТКАМ!

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта