Теория игр в питерской галерее или «Клуб Тампере зажигает!»
автор Алина Гринчель
«Клуб Тампере» был создан весной 2007 года как проект, объединяющий известных дизайнеров, успешных предпринимателей и молодых людей искусства. То ли вследствие глобализации, то ли как возвращение к единому античному искусству, в Клубе равные права имеют музыка, графика, медиа-арт и промышленные дизайн-проекты.
В июне две музыкальные группы из «Клуба Тампере» открыли себя для питерских меломанов в клубе «Революция». Идейный вдохновитель финского клуба, богемного вида художник по стеклу, Веса Варрела, более семи лет возглавлял художественный институт Тампере и всегда рад помочь новому поколению.
«Для меня современная графика – это сочетание столетних технологий и новых идей, за спиной должна быть история» – рассказывает Янне Лайне, художник галереи графики Химмелблау. Консервативный молодой человек в совершенстве владеет техниками станковой графики и фотографии, а некоторые его работы сделаны совместно с пожилой художницей Оути Хейсканен.
Работы финнов интересно обсуждать: взять хотя бы работу медиа-художника Чарлса Сандисона «Prophesy» («Предсказание»), представляющую собой жидкокристаллический экран, по которому беспорядочно передвигаются строки из Корана на английском языке (смысл текста уловить почти невозможно из-за постоянной его диффузии). Или концептуальный квадрат из математических знаков «Game theory» Осмо Раухала, говорящий то ли о важности математической теории игр, то ли о красоте математики как структуры…
Навязчивые идеи «экологического дизайна» не оставляют природолюбивых финнов. Серебристые блузо-пиджаки из натурального шелка, созданные небольшой частной компанией Виллимется (Villimetsä), предназначены для желающих приблизиться к природе обеспеченных леди от сорока и старше. Рикка Мякела, дочь основательницы фирмы, решительно обозначает целевую аудиторию и отмечает: «Богатые люди все равно не пойдут в супермаркет, им нужна качественная одежда, которая не сносится и за двадцать лет».
Приступы осенней депрессии – традиционное северное заболевание, но от них есть лекарство – свет.
«В Петербурге очень красивые здания, а темно здесь, как и в Финляндии, большую часть суток. Поэтому следует подумать о подсветке зданий, и мы можем в этом помочь»: дизайнер студии света АО Валоа Дизайн Микка Сеппяла надеется сделать наш город видимым ночью – и не только на Невском проспекте.
Задаю напоследок давно мучающий меня вопрос про финский дизайн:
– Связано ли, по Вашему мнению, будущее финского дизайна исключительно с медиатехнологиями?
Отвечает Веса Варрела, художник по стеклу:
– А разве в медиапроектах мало ручной работы? Программа пишется руками, процесс мышления происходит в голове. Все как всегда – что сейчас, что тысячу лет назад.
Алина Гринчель