Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Пулково-2

Затянувшийся конкурс на проектирование здания нового аэропорта на прошлой неделе наконец-то завершился. По ходу дела соревнование неоднократно трансформировалось, приобретая черты то архитектурно-инвестиционного, то концессионного, однако вострожествовал сугубо архитектурный формат.

В отличие от “Новой Голландии” и прочих подвергающихся реновации объектов аэропорт оказался крепким орешком: техническая сложность сооружения противилась кавалерийским наскокам, так что организаторам поневоле пришлось отделить денежные запросы от проектировочных задач. По существу, речь шла о достройке: ныне действующий аэропорт должен сохраниться, а  новые строения – образовать с ним единый архитектурный, функциональный и логистический ансамбль.

Из отечественных мэтров в конкурсе участвовал Земцов (архитектурная мастерская “Земцов и Кондиайн”). Архитектор, как и в случае с новой сценой Мариинки, проявил несгибаемую волю к поражению. Его проект подразумевал присутствие двух отдельных корпусов, что заведомо должно было оттолкнуть пулковцев, и без того измотанных подобной разбросанностью. В итоге земцовский аэропорт был отринут, но зодчему все же повезло: он, по крайней мере, точно знал, почему его произведение не попало в число финалистов. Точнее говоря – в двойку:во втором туре приняли участие два архитектурных бюро: SOM (США) и Grimshaw (Великобритания).

Их трактовка будущего аэропорта оказалась до странности схожей, так что присутствовавшие на подведении итогов представители новостных изданий некоторое время пребывали в понятном замешательстве. Впрочем, хотя макеты и продемонстрировали довольно глубокую диффузию идей, различия тоже имелись.

Американцы, по словам члена жюри Олега Харченко, упорно держались за вариант, согласно которому пассажирам, чтобы попасть в коммерческую зону, придется “поворачивать оглобли”. Как известно,у нас возвращаться – плохая примета, и загнать людской поток в магазины, по замыслу архитекторов оказавшиеся у них за спиной, было бы трудно. Поэтому британцы, разместившие увеселительно-покупательные заведения поодаль, но сбоку, явно произвели более благоприятное впечатление на конкурсную комиссию.

Правда, с формальной точки зрения проект SOM казался более выигрышным – криволинейные поверхности, неплохо очерченные, оживляют облик нового аэропорта и вписываются в сегодняшние архитектурные тренды. Однако и тут есть подводный камень: генеральный директор финансировавшего конкурс ОАО «Аэропорт «Пулково» Андрей  Муров высказался в том духе, что то, что нынче модно, через 10 лет рискует выглядеть анахронично. И отдал предпочтение работе господина Гримшоу – более строгой и суховатой, хотя и оживленной “золотыми” навесами. На пару с потолками, снабженными поворотными устройствами, они призваны намекать на красоты исторического Петербурга и, одновременно, улавливать низкие лучи зимнего питерского солнца. Которое впоследствии будет озарять бледные лица ожидающих рейса петербуржцев и согревать душу победителя. Избранного практически единогласно “из того, что осталось” – по меткому выражению главного архитектора города на Неве Александра Викторова….

Фотографию макета и несколько рендеров проекта Гримшоу можно посмотреть в альбоме Новый аэропорт в Пулково

Автор:



уже 3 мнения на тему “Пулково-2”


  1. Shu says:

    В этом тексте совершенно сознательно не упоминаются инвестиции и предполагаемые инвесторы: господин Муров, с одной стороны, высказывлся в духе “будет проект, будет и инвестор”, а с другой -излучал абсолютную уверенность, из чего можно было заключить, что инвестор все же есть. Сегодня ситуация прояснилась: федеральные фласти передали 100% акций аэропорта Пулково Санкт-Петербургу. Инвестором стал город.

  2. Yury says:

    а можно ли как-нибудь посмотреть проигравшие проекты несчастных иностранцев? Непонятно вообще почему до сих пор они проявляют какое- либо желание учавствовать в наших конкурсах..

  3. Shu says:

    Юра, не обещаю, но поробую найти -у меня они в буклете, качество изображений низкое(:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта