По старинным поверьям, привидение отличается от живого человека тем, что не отражается в зеркалах.
Время - это "привидение наоборот", невидимое, но
постоянно отражающееся во всем, что нас окружает.
"Время боится пирамид", - говорили древние в изумлении перед долговечностью творений собственных рук.
Но как бы гордо ни звучали эти слова, человечество
еще в младенчестве осознало непреодолимое могущество времени, его неумолимое движение. Не в силах
справиться с невидимой, но влиятельной субстанцией,
люди не могли избежать и неравной борьбы с ней.
Борьбы, в которой даже относительный успех воспринимался как победа: недаром в любом обществе слава,
способная прорваться в будущее, ценилась выше богатства или власти:
|
1. Возможно, самое оптимистическое произведение - часы-храм, где время
имеет форму солнца, к которому ведут две удобные лесенки. И хотя они
начинаются высоко над головой сидящих на ступенях философов, все же есть
надежда, что среди стольких мудрецов найдется один, умеющий летать.
Красный палисандр, высота 55 см.
|
|
2. Эта восхитительно уравновешенная
и в прямом, и в переносном смысле
композиция из деревянных колесиков
ежечасно приходит в движение, заставляя нежно звенеть латунный "органчик".
Красное дерево, 120 х 120 см.
|
|
3. Резные деревья, сквозь ветви которых
виден циферблат, придают часам мягкое
сказочное очарование.
И в конце концов, так ли важен бег
минут на фоне вечно обновляющейся
природы?..
Красное дерево, 50 х 30 см.
|
Может быть, именно желание сделать поступь времени мягче заставило часовщиков и декораторов за_
ключать часовые механизмы в футляры, ничем, кроме циферблата, не напоминавшие о драматизме убе_
гающих мгновений. Похожие на шкафчики настенные часы создавали иллюзию прирученного времени,
а более изощренные, с движущимися фигурками и
прочими затеями, напоминали безобидные и занятные игрушки. Одним словом, их форма, порой весьма
затейливая, не просто маскировала механизм, но отвлекала зрителя от самой сущности процесса, зафик_
сированного с помощью колесиков и стрелок. Мастерство резчиков по дереву и чеканщиков служило
для успокоения, а созданные ими часы не пробуждали в людях тайный страх перед ускользающей под
мерное тиканье жизнью.
|
4. Часы-город, не то средневековый, не то
Петербург проходных дворов и колодцев.
Наглухо закрытые двери, окна$бойницы и
человечек, одинаково далекий и от земли,
и от неба. Красное дерево, 30 х 30 см.
|
|
5. Деревянные часы напоминают итальянские картины эпохи раннего Возрождения, на которых художники любили
изображать здание в разрез, чтобы
показать, что происходит внутри. Да,
мы можем проникнуть в пространство,
но манящая глубина упирается в решетку
- время торжествует и над ним.
Красное дерево, 42 х 42 см.
|
Двадцатый век - век насильственного прощания с
иллюзиями, и часы, которые создает петербургский
архитектор Евгений Жук, парадоксально современны.
Современная беспощадность, с которой автор обнажает бесчеловечное торжество времени, находится в парадоксальном контрасте с привычным материалом и
архаическим способом его обработки. Часы мастера
сделаны из деревянного массива, а детали выточены
на дедушкином станке с ножным приводом. Создавая
их, он словно бросает вызов излюбленному в наши
дни способу преодолевать быстротечность дней за счет
скорости. Его труд медленный, а произведения полны
расточительной тщательности. Глядя на них, невольно
вспоминаешь Кастанеду, утверждавшего, что единственный шанс спасения заключается в безупречности.
Мастера завораживает сам процесс работы, и, наверное, поэтому его часы, несмотря на выраженную в них
видимую победу времени, вызывают не страх, а восхищение.
|
6. Часы из красного палисандра, 30 х 40 см.
|
|
7. Эта "башня времени" выточена
из палисандра. Лестница, поднимающаяся
по спирали, внезапно обрывается на пути
к полусферическому куполу
с механизмом, без слов говоря
о недоступности времени. Причудливая
архитектура сооружения, в котором
почти античные колонны сочетаются
с решеткой, а на куполе, похожем на
фрагмент собора, красуется минималистский циферблат, воплощает
привлекательность и тщетность
человеческих усилий. И человечек,
замерший в глубоком раздумье у нижних
ступеней, кажется на этом фоне
вопиюще маленьким и одиноким. Однако
в целом все очень гармонично,
и все на своем месте: время парит на
недосягаемой высоте, ступени терпеливо
взбираются вверх, а человек думает:
Красный палисандр, высота 70 см.
|
|
8. Барабаны с цифрами - предки современных циферблатов.
Петербургский архитектор Евгений Жук
использовал в своем произведении мотив
колеса, превратив эти часы
в своеобразный памятник детству
механики, эпохе первых паровозов и
швейных машин.
Красное дерево, высота 60 см.
|
|