Форма - портал для архитекторов и дизайнеров
архиблог  конкурсы  галерея   каталог  объявления  форум 

Постмодернизм

Вернуться к оглавлению статьи
Переход: Биография Арата Исодзаки

В 1960-1980-е гг. в мировой архитектуре сформировалось новое интернациональное направление – постмодернизм. Его появление отвечало общему стремлению изменить сложившуюся к середине ХХ века историческую и культурную ситуацию. От авторитарности в политике и искусстве – от тоталитаризма, диктовавшего главенство системы и формы над индивидуальными потребностями, было осуществлен переход к демократии в широком смысле этого слова. Отказ от типовых проектов, рассчитанных на усредненного потребителя и ставивших собственные условия личности привел к т.н. ситуации постмодернизма, сомнению в возможности жанрового единства.

Зарождение этого направления произошло в США. Благодаря эмиграции мастеров модернизма в эту страну в 1930-1940-е гг., его развитие здесь оказалось непрерывным и достигло апогея в 1950-е гг. Так, в Америке накопилась наибольшая эмоциональная усталость от модернизма и протест против него стал особенно резким, что привело к созданию идеологии и практики постмодернизма.

Роберт Вентури. Дом, спроектированный для матери архитектора

Роберт Вентури. Дом, построенный для матери архитектора, 1961-1964 гг

Впервые обоснование новой концепции было представлено в монографии профессора истории архитектуры Йельского университета Роберта Вентури в 1966 г. «Сложность и противоречия в архитектуре». Он увидел в архитектуре не только «машину для жилья» Ле Корбюзье, но необходимость сложности, «опирающейся на все богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт, присущий искусству». При этом он предлагал сохранить функционально-конструктивную основу здания, но наложить на нее говорящую и противоречивую декорацию, взятую из любого архитектурного стиля.

архитектор Роберт Вентури, Колледж Оберлин, ставший знаковым для постмодернизма объектом.       Здание, спроектированное архитектором Кишо Курокава. Курокава был одним из лидеров японского метаболизма и автором концепции симбиоза.

Слева: архитектор Роберт Вентури, Колледж Оберлин, ставший знаковым для постмодернизма объектом. Справа: Здание, спроектированное архитектором Кишо Курокава. Курокава был одним из лидеров японского метаболизма и автором концепции симбиоза.

Для постмодернизма характерно не только использование отдельных деталей исторических стилей, но и целых систем: строительной техники, принципов построения композиции. Таким образом, функциональные проблемы отходят на второй план и главенствует эстетический принцип. Но он окрашен не любованием, а напряженностью и иронией.

архитектор Кишо Курокава   архитектор Кишо Курокава

Впоследствии Кишо Курокава также испытал на себе влияние постмодернизма, однако в его трактовке постмодернизм причудливым образом сопрягается с органической архитектурой

В это же время в другом крупнейшее архитектурном центре середины ХХ в. – Японии – осуществляются попытки создания нового метапринципа в архитектуре: подчинения простейшей единице зданий и городов благодаря ее повторению на всех уровнях всех структур. Метаболизм проявил себя только в некоторых постройках, но для градостроительства остается актуальным до настоящего времени - он предложил универсальную систему развития города, изначально учитывающую его стремление к свободному распространению.

Кишо Курокава. Стадион в городе Ойто, Япония

Кишо Курокава. Стадион в городе Ойто, Япония

Ведущие архитекторы следовали неоспоримой для них идее о слиянии конструктивистской европейской основы с традиционным японским пониманием пространства и фактуры, тем более, что функциональное начало отвечало всей истории японской архитектуры.

На это фоне выделяется творчество Арата Исодзаки, изначально близкого к метаболистическому направлению, но пришедшего к постмодернизму. При этом черты новой архитектуры заметны уже в его ранних произведениях.

Переход: Постмодернизм в архитектуре Арата Исодзаки

Вернуться к оглавлению статьи Екатерины Петровой

 

 


современная архитектура: статьи и обзоры Архитектура после стиля
Стили и направления. Современная архитектура НАПРАВЛЕНИЯ
Проекты -архитектурные проекты общественные здания и частные дома ПРОЕКТЫ
Дизайн интерьера -загородный дом, магазин, клуб и другие ИНТЕРЬЕРЫ
Предметный дизайн, арт-дизайн, дизайн мебели, дизайн металла. ДИЗАЙН
Современные технологии в архитектуре ТЕХНОЛОГИИ
Коллекции мебели от известных дизайнеров КОЛЛЕКЦИИ
Интервью с архитекторами, галерея мастерских. МАСТЕРСКИЕ
Новости российской и зарубежной архитектуры. Архитектурные выставки. Новости
архитектуры
Прямые ссылки на сайты - великие архитекторы и дизайнеры. Все ссылки аннотированные Архипаноптикум
отправить письмо в редакцию сайта Архитектура и дизайн - Форма СВЯЗЬ С НАМИ
Сайт Форма - информация для архитекторов, рекламодателей, заказчиков О САЙТЕ
Rambler's Top100  
 
иконка раздела направления и стили

new! Сантьяго Калатрава. Вокзал в Льеже.

new! Ричард Роджерс. Хай-тек и экология среды

Сантьяго Калатрава.Небоскреб в Швеции

Антонио Гауди. Дом Батло

new! Тойо Ито. Виртуальная архитектура
и Медиатека в Сендай

new!Бертольд Любеткин великий модернист

Ле Корбюзье. Монастырь

Йошио Танигучи. Музеи

Новейшая Пинакотека:
архитектурная риторика времен интернета


В гостях у Мельникова

Общественные пространства Канады

Из стекла

Парк как объект синтеза

Библиотечное пространство – эволюция формы

Композитор архитектурных форм

Архитектурная форма: в поисках свободы

Свет, пространство и форма в библиотеках Алвара Аалто

Музейная архитектура Японии прекрасная раковина без жемчужины

Леон Крие
(специальное интервью)


Деревянный модернизм
и деревянный ренесанс


Древесина в
современном контексте


Роберт Адам: неоклассика против модернистского истэблишмента




Стили

Архитекторы

Страны