Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Золотая медаль AIA за 2014 год досталась Джулии Морган

Джулия Морган, фото Sara Holmes BoutelleКомиссия Американского института архитектуры на сей раз решила наградить местную знаменитость. Впрочем, отныне Джулию Морган наверняка узнают не только в США, и первая официальная награда для многих станет поводом для первой встречи с архитектором, который родился в позапрошлом веке, а умер в середине прошлого. А также – с женщиной, которую сравнивали, сравнивают и будут сравнивать с мужчинами, потому что она играла на их поле.

Джулия Морган не была первой калифорнийской представительницей прекрасного пола, получившей высшее архитектурное образование, но стала первой в мире выпускницей парижской Школы изящных искусств, первым лицензированным архитектором и руководителем собственной мастерской. По ее проектам можно изучать типологию общественных зданий: тут есть гостиницы и рестораны, учебные мастерские и клубы, церкви и сиротский приют. Она начала с того, что спроектировала домик для сестры, а в зените карьеры воплотила в жизнь экзотические архитектурные фантазии семейства Херст. Прекрасный пример практического успеха, сюжет, любимый американцами, но вызывающий закономерное недоверие у россиян, забывающих, что в нем учтено везение.

церковь святого Иоанна в Беркли, Калифорния. Архитектор Джулия Морган, 1908-1910 гг.

Церковь святого Иоанна (1908-1910 гг) и дом супругов Уильямс (1928 г.) в Беркли, Калифорния. Архитектор Джулия Морган. Фото ©Mary Ann Sullivan

дом для супругов Уильямс в Беркли, Джулия Морган, 1928 годИ все же решение AIA можно назвать смелым: впервые за долгое время награду, пусть и посмертно, присуждают архитектору, творившему за пределами модернисткой парадигмы. Архитектура Джулии Морган эклектична, она отлично управлялась с разными стилями, культурно смешивала их, но не сформировала и, вроде бы, даже не попыталась сформировать того, что в наши дни называют авторским почерком зодчего. Как дипломированный инженер Морган стала первопроходцем в использовании конструкций из армированного бетона. Как главный проектировщик она выстроила очень жизнеспособную структуру, где архитекторы порой зарабатывали больше нее, но никогда и ни при каких обстоятельствах не встречались с заказчиками: с ними, не смотря на ропот сотрудников, общалась только Джулия. Однако стилистически ее здания, доказавшие свою жизнеспособность в схватке со временем, ничего не объединяет.

комплекс в усадьбе Херст, Калифорния
Комплекс в усадьбе семейства Херст, которой Морган занималась на протяжении многих лет. Медиамагнат хотел превратить Калифорнию в новые Афины. Фото Federico de California

Свежая золотая медаль зафиксировала значимый не только для Америки сдвиг в сознании архитектурного сообщества: при оценке профессионального вклада новаторство по-прежнему остается важным критерием, но его нельзя сводить исключительно к формотворчеству. Морган подняла калифорнийскую архитектуру на новый культурный уровень, поставила во главу угла связь объекта с ландшафтом и научилась строить из местных материалов не потому, что была женщиной, а оттого, что отлично знала свое дело, уважала природу и понимала людей. По нынешним меркам равнодушная к славе и деньгам, она была убеждена, что архитектура говорит сама за себя, а возведенные по ее проектам здания намного переживут автора. Так и произошло.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про architekturnie-novosti

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта