Золотая медаль AIA за 2014 год досталась Джулии Морган
Комиссия Американского института архитектуры на сей раз решила наградить местную знаменитость. Впрочем, отныне Джулию Морган наверняка узнают не только в США, и первая официальная награда для многих станет поводом для первой встречи с архитектором, который родился в позапрошлом веке, а умер в середине прошлого. А также – с женщиной, которую сравнивали, сравнивают и будут сравнивать с мужчинами, потому что она играла на их поле.
Джулия Морган не была первой калифорнийской представительницей прекрасного пола, получившей высшее архитектурное образование, но стала первой в мире выпускницей парижской Школы изящных искусств, первым лицензированным архитектором и руководителем собственной мастерской. По ее проектам можно изучать типологию общественных зданий: тут есть гостиницы и рестораны, учебные мастерские и клубы, церкви и сиротский приют. Она начала с того, что спроектировала домик для сестры, а в зените карьеры воплотила в жизнь экзотические архитектурные фантазии семейства Херст. Прекрасный пример практического успеха, сюжет, любимый американцами, но вызывающий закономерное недоверие у россиян, забывающих, что в нем учтено везение.
Церковь святого Иоанна (1908-1910 гг) и дом супругов Уильямс (1928 г.) в Беркли, Калифорния. Архитектор Джулия Морган. Фото ©Mary Ann Sullivan
И все же решение AIA можно назвать смелым: впервые за долгое время награду, пусть и посмертно, присуждают архитектору, творившему за пределами модернисткой парадигмы. Архитектура Джулии Морган эклектична, она отлично управлялась с разными стилями, культурно смешивала их, но не сформировала и, вроде бы, даже не попыталась сформировать того, что в наши дни называют авторским почерком зодчего. Как дипломированный инженер Морган стала первопроходцем в использовании конструкций из армированного бетона. Как главный проектировщик она выстроила очень жизнеспособную структуру, где архитекторы порой зарабатывали больше нее, но никогда и ни при каких обстоятельствах не встречались с заказчиками: с ними, не смотря на ропот сотрудников, общалась только Джулия. Однако стилистически ее здания, доказавшие свою жизнеспособность в схватке со временем, ничего не объединяет.
Комплекс в усадьбе семейства Херст, которой Морган занималась на протяжении многих лет. Медиамагнат хотел превратить Калифорнию в новые Афины. Фото Federico de California
Свежая золотая медаль зафиксировала значимый не только для Америки сдвиг в сознании архитектурного сообщества: при оценке профессионального вклада новаторство по-прежнему остается важным критерием, но его нельзя сводить исключительно к формотворчеству. Морган подняла калифорнийскую архитектуру на новый культурный уровень, поставила во главу угла связь объекта с ландшафтом и научилась строить из местных материалов не потому, что была женщиной, а оттого, что отлично знала свое дело, уважала природу и понимала людей. По нынешним меркам равнодушная к славе и деньгам, она была убеждена, что архитектура говорит сама за себя, а возведенные по ее проектам здания намного переживут автора. Так и произошло.