Интерьер кондитерской с тающим потолком
Свеженький, с пылу-с жару, интерьер кондитерской в городе Порто спроектирован мастерской Paulo Merlini arquitectura. Он, в общем-то, простой – как и в большинстве заведений, предназначенных для повседневного пользования. Однако это не освобождает автора от необходимости думать, и даже наоборот. К примеру, португальские архитекторы трактуют функциональность шире, чем принято, включая в нее элементы психологического взаимодействия с посетителем. По порядку они рассказывают об этом сами.
текст: © Paulo Merlini, фотографии: © João Morgado
Прежде чем приступить к проектированию, мы осмотрели и проанализировали похожие пространства: хотелось обнаружить поправимые ошибки. Выяснилось, что самая основная заключается в том, что подобные заведения используют всего один пространственный тип. Такой подход игнорирует перемену настроения посетителя в течение дня, его желание почитать книжку или пообщаться, а также – прийти в кондитерскую одному или с компанией.
Общая площадь: 450 кв.м, 2013 г.
Чтобы исправить это упущение, мы разработали троицу разных интерьеров. Таким образом посетитель сможет выбрать окружение по вкусу, не подстраиваясь под навязанную извне среду. А мы, предоставляя ему более отзвчивое к его запросам место, одновременно в три раза повышаем коммерческий потенциал пространства.
Однако посетитель – тот, кто уже зашел внутрь. Как же нам заманить его?
Городской образ жизни ежедневно погружает людей в море впечатлений: реклама, разметка, люди, машины… Мозг, спасая наше сознание от их переизбытка, сплавляет массу информации в подсознание. По ходу жизни там складывается сценарий предсказуемых явлений, а сознательно фиксируются только выпадающие из сценария переживания. Так работает механизм самосохранения, доставшийся нам в наследство с незапамятных времен. Наши пращуры, спасая свою жизнь, реагировали на шорох в зарослях или мелькнувшую тень хищника прежде, чем успевали понять, что именно случилось.
Учитывая, что внешние впечатления в городской среде на 70% зрительные, а также – что нас, как и прочих живых существ, больше всего привлекает свет, мы осознали: необходимо создать нечто выбивающееся из обычного городского сценария, нечто заметное для сознания, нечто гарантированно броское и притягательное. Поэтому мы использовали в качестве главной приманки свет.
Изучив элементы интерьера, которые в общем случае наиболее заметны при обзоре извне, мы пришли к выводу, что самый подходящий – потолок. И сосредоточились на потолках.
Мы также осознали, что использование прямого света перегревает помещение и создает затененные углы, придающие ему неприветливый вид. Кроме того, что важно для посетителей, возникает шум, вызванный по большей части неверным подходом к ревербации звука.
Чтобы предотвратить подобные неурядицы, нам нужно было разбить звуковые волны и преломить световые. Так мы и сделали с помощью второго потолка, образованного деревянными рейками. Такая структура решает обе проблемы сразу.
Мы обнаружили исследования, доказывающие, что присутвие в интерьере форм и цветов, напоминающих еду, реально усиливает чувство голода. Чтобы таким образом простимулировать посетителей, мы выбрали в кондитерской 20 наиболее популярных кулинарных изделий и на основе выборки определили усредненный цветовой оттенок для стен. А с точки зрения формы мы заставили потолок местами таять, как пирожное или торт.
Кроме того, мы предложили заказчику новый логотип и спроектировали пространство, частично основываясь именно на нем. Деревянные планки, спускающиеся по двум стенам создают эффект, напрямую обращенный к посетителю. Перемещаясь в пространстве, он замечает, что на стенах появляются скрытые прежде от глаз формы. Это абстрактная интерпретация логотипа, нацеленная на то, чтобы закрепить в подсознании образ бренда.
Мы трактуем наше вмешательство как позитивную манипуляцию, сфокусированную, по возможности, на положительных впечатлениях для всех пяти чувств. Таким образом мы можем простимулировать душевное равновесие и в результате сделать людей чуть-чуть счастливее.