Эрвин Пановский
|
Бывают художники, которые творят, как птицы поют - просто потому что поется. Бывают ремесленники, в высоком смысле этого слова, для которых технический уровень мастерства - вечно преодолеваемая планка. Для иных художников их произведения - вершина айсберга бесконечных и часто мучительных мировоззренческих поисков. Скульптора Виктора Вотского, по преимуществу, можно отнести к этим последним.
|
. Шахматы "КОНКИСТА". Стекло, дерево, латунь, сталь. Возможное и действительное, постоянное и изменчивое, предельное и беспредельное, конечное и бесконечное, черное и белое, инь и ян - все это заключено в черно_белом пространстве 64 шахматных клеток |
Вначале возникает именно форма - как фантом, нечто еще не определенное, не названное, не осмысленное. С этой точки зрения - временной первичности формы - Вотского вполне можно назвать формалистом. Однако чистой формой ему заниматься не интересно, кроме того - совершенно ясно, что она появилась в воображении художника не без основания и причины - глубины сознания вытолкнули ее на поверхность как некий результат, сублимацию духовного и мыслительного опыта. Нематериальное потребовало воплощения.
"Врата ИЕРО". Бук. Этот основной тезис Книги перемен - Ицзин в полной мере можно соотнести и с сутью/смыслом работы "Врата ИЕРО", в своей онтологической сущности отвечающие ему - "священные врата" или "врата судьбы" - предстояние возможного и действительного, проявление личной воли и провидения. |
|
В формальном поиске решается та самая проблема, которую Пит Мондриан назвал "единственной проблемой искусства" - достижение баланса между объективным и субъективным, между стремлением, с одной стороны, к воплощению универсальной красоты, а с другой - к эстетическому самовыражению. "Чрезвычайно важно, что эта проблема должна быть решена в области пластического искусства - так сказать, технически: произведение искусства должно быть "сделано", "выстроено"", - писал Пит Мондриан.
|
"Адам и Ева". Пластик и сталь. Это прежде всего символ мужского и женского, объединенного единым порождающим началом творения. Выражение этого современными пластическими средствами, как и обращение к этим образам, является утверждением в настоящем тех начал, которые являются основанием будущего. |
Виктор Вотский отнюдь не является художником нефигуративным, художником "чистой пластической формы". При этом пластические взаимоотношения не то чтобы существуют самостоятельно, но обладают эстетической самоценностью именно благодаря "сделанности", технологичности. Пристрастное отношение к обработке материала, к каждому сантиметру поверхности - не просто свойство его работ, но сама суть его творчества. В этом, кажется, нашла свое отражение склонность автора к тщательной философской проработке - продумыванию и обоснованию мотивов своего поиска.
Шахматы "MAXXIMA". Сталь с термопатинированием. |
|
Содержание работ Вотского необходимо подвергать расшифровке. Характерная черта Виктора - он почти всегда четко знает, что он хочет сказать той или иной работой. Зрителю, конечно, не возбраняется сочинить свою версию, и это будет акт сотворчества. Однако нужны ли слова, если язык художника - это язык пластики. Если содержание можно рассказать словами, то зачем нужна скульптура? Вопрос риторический в нашем случае. Потому что можно, конечно, прочитать вторую часть "Фауста" без комментариев (да простится мне такое сравнение), но для большинства это будет всего лишь красивый ритм - произведение абстрактной словесности с загадочным и безусловно угадываемым глубинным подтекстом. При наличии отвлеченно эстетической ценности, конкретика мысли останется в стороне.
Почти спонтанно возникшая форма, как сосуд, наполняется содержанием. Достаточно взглянуть лишь на названия скульптур, чтобы понять, что Виктор Вотский в своих работах отражает разные аспекты того самого "контекста реальности" от небытия до бытия, в котором он как художник существует. Этот диапазон - не сюжетная разбросанность, но обращение к темам, которые обыкновенно волнуют человека, о которых ему volens nolens свойственно задумываться.
Соединение мысли и формы, материализация мысли через произведение искусства - цель творчества Вотского. С другой стороны, в его работах есть то, к чему призывали Хосе Ортега-и-Гассет и Эзра Паунд - эмоциональная сдержанность, тактичность, в них отсутствуют спекуляции на зрительских чувствах. Искусство Вотского апеллирует к интеллекту...