Комплект коллекционных
шахмат «Система XX +». Оптическое стекло, цирконий.
|
|
«В 1987 году я задумал проектирование шахмат в сочетании с электронными
часами. Сама идея сочетания шахматных фигур с электроникой показалась
мне очень заманчивой. Хотя сразу было
ясно, что сочетание традиционных
токарных или лепных (живых и человечных)фигур с бездушно светящимися
цифрами электронного табло совершенно
недопустимо. Это противоречие
подтолкнуло к поиску принципиально
новых форм.
Почти два года поисков пришлось на
осмысление каждой фигуры, характеристики ее способа передвижения по доске,
психологического портрета, значимости в
" государственной" иерархии, соответствия отдельной фигуры всему комплекту.
Каждая фигура несет несколько
смысловых и ассоциативных значений.
Например, Король - символ власти, даже
до первых ступеней которой трудно
добраться, зато путь вниз всегда
открыт. Неприступная, неповоротливая
твердыня (один шаг - одна клетка),
надутая самодовольная фигура, но
корона-то на ней. Королева (Ферзь)-
самая сильная, движущаяся в любую
сторону, обладающая сокрушительной
силой, и в то же время женская фигура,
защитница, мать. Слон (Офицер)
двигается по диагонали клеток, как
корабль, разрезающий волну. У меня эта
фигура вызывает ассоциации с ролью
служб безопасности или полиции. Конь -
фигура непростая …и ходит непросто, и
мощь великая. Наверно, дипломат.
Простодушная башня - Ладья напоминает армейского генерала с душой лирика.
Наверное, самые простые по построению
Пешки - солдаты, но не надо забывать,
что только пешка может стать Ферзем».
Сергей Леонов
Комплект коллекционных
шахмат «Система XX +». Оптическое стекло, цирконий.
|
|
Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений
Государственного Русского музея:
"Леонов практически первым понял и творчески реализовал пластические, фактурно-цветовые и, главное, технологические качества материала в художественном
плане.
В результате возникает оригинальное и исключительно современное произведение. Леонов находит новые пластические и технологические интерпретации,
убедительно сочетая архаичные архетипы и остросовременные дизайнерские решения. Комплект шахмат
«Система ХХ+» является произведением уникальным
как в художественном плане, так и в плане использования технологий и материалов".
«Объемный крест». Шкатулка.
Оптическое стекло, цирконий.
|
|
|
«Механическое время». Шкатулка.
Оптическое стекло, цирконий.
|
«Абсолют». Настольная композиция.
Оптическое стекло, цирконий.
|
|
|
«Сад». Настольное украшение.
Оптическое стекло, цирконий.
|
С. Леонов заметил, что возможно магическое число клеток в шахматах, как и гексаграмм в знаменитой
древнекитайской «Книге перемен» - 64. Это сложная
система для гаданий, охватывающая и отражающая
весь мировой процесс: все чередования ситуаций, происходящие от взаимодействия борьбы сил света и тьмы,
напряжения и податливости, добра и зла - ситуаций,
в которых оказывается и действует человек, участвующий в течении жизни как равный Земле и Небу, как
активная сила, не только зависимая, но и способная
воздействовать на окружающий мир, обстоятельства,
судьбу. 64 гексаграммы обозначают все основные жизненные ситуации, 64 клетки - возможность маневра
фигуры по шахматному полю. В то же самое время
количество возможных вариантов кодовых "слов" в
молекуле дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК)-
носительнице генетического кода всякого организма на
Земле - тоже равно 64. А что если виток ДНК - это
не что иное, как слова, фразы ведущегося с древних
времен "дневника жизни", и не предназначена ли
«Книга перемен» для того, чтобы заставить этот дневник заговорить?
И не в перевод ли «Книги перемен» на язык артдизайна превратятся вечные по замыслу декоративные композиции Сергея Леонова? Как только поглубже копнешь в нужном направлении, так сразу же вырастает такая глыба информации, что автора за этими
догадками и совпадениями едва видно. Что же думает
Сергей Леонов о настоящем этапе работы над произведениями из циркония?
«Космочасы». Часы настольные.
Цирконий.
|
|
|
«Надежда». Подвесная композиция.
Цирконий.
|
«Поступь». Подвесной динамический
светильник. Пластик, светомасса,
цирконий, механика.
|
|
|
«Эйцехоре». Подставка под яйцо.
Оптическое стекло, цирконий,
фианиты.
|
"Идея создания графических листов, иллюстрирующих проекты изделий программы «Эра циркония»,
возникла как иллюстративное подспорье к бизнес-плану. В итоге они оказались более сложными, насыщенными философскими, религиозными мыслями, явно
выходящими за рамки собственно проектных листов.
Большим смыслом и глубиной обладают тексты
классической «Книги перемен», которой я в это время
серьезно увлекся, тексты, заставляющие художника
поневоле подниматься выше обыденного.
Первая серия графических работ создавалась в
эскизах несколько лет, и потребовалось лишь стилизовать готовые ранее пластические идеи. Их следствием
явилась выставка в галерее Союза дизайнеров под названием «Эра циркония» (1 –11. 10. 1996 г. ). Но когда
запас новых идей оскудел, начались трудности.
Очень не просто иллюстрировать абстрактные понятия в виде конкретных изделий арт-дизайна с
использованием циркония как основного материала
в сочетании с оптическим стеклом, кварцем и фианитами. Приходится идти по лезвию бритвы, где слева - опасность беспредметности рассуждений, справа - банальность и пошлость бытия. Я ввязался в
слишком сложную игру образов и пока не вижу конца. Боюсь гадать, что будет, поскольку резко изменились внешние условия жизни, - меня пригласили
со своей идеей реализации программы «Эра циркония» на Петродворцовый часовой завод. Новое положение требует реального и актуального творчества, тем более, что завод еще не вышел из кризиса, а
высоколобые увлечения пока сложены в заветный
сундучок.
Должны накопиться новые силы и идеи, прежде чем я смогу вернуться к исполнению второй
части графической серии".
|