”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Циркониевая эра

Текст: Александр ЯЛОВЕНКО
Фото: Игорь БЕБЕШИН, Анна ПАВЛОВА




Комплект коллекционных шахмат «Система XX +». Оптическое стекло, цирконий.

«В 1987 году я задумал проектирование шахмат в сочетании с электронными часами. Сама идея сочетания шахматных фигур с электроникой показалась мне очень заманчивой. Хотя сразу было ясно, что сочетание традиционных токарных или лепных (живых и человечных)фигур с бездушно светящимися цифрами электронного табло совершенно недопустимо. Это противоречие подтолкнуло к поиску принципиально новых форм. Почти два года поисков пришлось на осмысление каждой фигуры, характеристики ее способа передвижения по доске, психологического портрета, значимости в " государственной" иерархии, соответствия отдельной фигуры всему комплекту. Каждая фигура несет несколько смысловых и ассоциативных значений. Например, Король - символ власти, даже до первых ступеней которой трудно добраться, зато путь вниз всегда открыт. Неприступная, неповоротливая твердыня (один шаг - одна клетка), надутая самодовольная фигура, но корона-то на ней. Королева (Ферзь)- самая сильная, движущаяся в любую сторону, обладающая сокрушительной силой, и в то же время женская фигура, защитница, мать. Слон (Офицер) двигается по диагонали клеток, как корабль, разрезающий волну. У меня эта фигура вызывает ассоциации с ролью служб безопасности или полиции. Конь - фигура непростая …и ходит непросто, и мощь великая. Наверно, дипломат. Простодушная башня - Ладья напоминает армейского генерала с душой лирика. Наверное, самые простые по построению Пешки - солдаты, но не надо забывать, что только пешка может стать Ферзем».
Сергей Леонов

Комплект коллекционных шахмат «Система XX +». Оптическое стекло, цирконий.

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея:
"Леонов практически первым понял и творчески реализовал пластические, фактурно-цветовые и, главное, технологические качества материала в художественном плане.
В результате возникает оригинальное и исключительно современное произведение. Леонов находит новые пластические и технологические интерпретации, убедительно сочетая архаичные архетипы и остросовременные дизайнерские решения. Комплект шахмат «Система ХХ+» является произведением уникальным как в художественном плане, так и в плане использования технологий и материалов".


«Объемный крест». Шкатулка. Оптическое стекло, цирконий.

«Механическое время». Шкатулка. Оптическое стекло, цирконий.

«Абсолют». Настольная композиция. Оптическое стекло, цирконий.

«Сад». Настольное украшение. Оптическое стекло, цирконий.

С. Леонов заметил, что возможно магическое число клеток в шахматах, как и гексаграмм в знаменитой древнекитайской «Книге перемен» - 64. Это сложная система для гаданий, охватывающая и отражающая весь мировой процесс: все чередования ситуаций, происходящие от взаимодействия борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости, добра и зла - ситуаций, в которых оказывается и действует человек, участвующий в течении жизни как равный Земле и Небу, как активная сила, не только зависимая, но и способная воздействовать на окружающий мир, обстоятельства, судьбу. 64 гексаграммы обозначают все основные жизненные ситуации, 64 клетки - возможность маневра фигуры по шахматному полю. В то же самое время количество возможных вариантов кодовых "слов" в молекуле дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК)- носительнице генетического кода всякого организма на Земле - тоже равно 64. А что если виток ДНК - это не что иное, как слова, фразы ведущегося с древних времен "дневника жизни", и не предназначена ли «Книга перемен» для того, чтобы заставить этот дневник заговорить?
И не в перевод ли «Книги перемен» на язык артдизайна превратятся вечные по замыслу декоративные композиции Сергея Леонова? Как только поглубже копнешь в нужном направлении, так сразу же вырастает такая глыба информации, что автора за этими догадками и совпадениями едва видно. Что же думает Сергей Леонов о настоящем этапе работы над произведениями из циркония?


«Космочасы». Часы настольные. Цирконий.

«Надежда». Подвесная композиция. Цирконий.

«Поступь». Подвесной динамический светильник. Пластик, светомасса, цирконий, механика.

«Эйцехоре». Подставка под яйцо. Оптическое стекло, цирконий, фианиты.

"Идея создания графических листов, иллюстрирующих проекты изделий программы «Эра циркония», возникла как иллюстративное подспорье к бизнес-плану. В итоге они оказались более сложными, насыщенными философскими, религиозными мыслями, явно выходящими за рамки собственно проектных листов.
Большим смыслом и глубиной обладают тексты классической «Книги перемен», которой я в это время серьезно увлекся, тексты, заставляющие художника поневоле подниматься выше обыденного.
Первая серия графических работ создавалась в эскизах несколько лет, и потребовалось лишь стилизовать готовые ранее пластические идеи. Их следствием явилась выставка в галерее Союза дизайнеров под названием «Эра циркония» (1 –11. 10. 1996 г. ). Но когда запас новых идей оскудел, начались трудности.
Очень не просто иллюстрировать абстрактные понятия в виде конкретных изделий арт-дизайна с использованием циркония как основного материала в сочетании с оптическим стеклом, кварцем и фианитами. Приходится идти по лезвию бритвы, где слева - опасность беспредметности рассуждений, справа - банальность и пошлость бытия. Я ввязался в слишком сложную игру образов и пока не вижу конца. Боюсь гадать, что будет, поскольку резко изменились внешние условия жизни, - меня пригласили со своей идеей реализации программы «Эра циркония» на Петродворцовый часовой завод. Новое положение требует реального и актуального творчества, тем более, что завод еще не вышел из кризиса, а высоколобые увлечения пока сложены в заветный сундучок.
Должны накопиться новые силы и идеи, прежде чем я смогу вернуться к исполнению второй части графической серии".

ДИЗАЙН

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





   Арт-дизайн


СКУЛЬПТУРА КАК МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ

Арт-объекты Юрия Селиванова.

Арт-объекты Сергея Леонова.


   Аксессуары

   Мебель

   Металл



ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления