Эрарта подводит итоги отечественного современного искусства
10 апреля Музей Erarta огласил итоги первого этапа Премии в области современного искусства, задуманной несколько лет тому назад, но отложенной из-за пандемиии, и реализованной в этом году, когда стало понятно, что более благоприятное время в обозримом будущем вряд ли наступит.
Своеобразие формата премии, которая проходит в рамках большой и красивой выставки, заключается в том, что победителей определяет исключительно зрительское жюри, и призовой фонд размером в 3,2 миллиона рублей распределяется между лауреатами в пропорции, соответствующей зрительским голосам, отданным за то или иное произведение искусства. Более того, активным комментаторам и пропагандистам из числа зрителей тоже причитаются денежные суммы за личный вклад.
Опыт жизни великих художников прошлого учит нас, что искусству ничего не может помешать, если на его стороне деньги, и желающим сетовать на коммерциализацию творчества стоит сперва изучить эпоху Медичи. Тем более, что авторы, представленные в зала Эрарты, создавали свои работы без всякой привязки к соревнованию. А мысль о том, что плоды их трудов будут оценивать профаны, некоторых даже оттолкнула от участия.
Гораздо интереснее и труднее ответить на вопрос, насколько современно представленное в экспозиции искусство. Те, кто считает, что этот термин применим только к концептуальным иммерсивным произведениям, не согласятся с этим, поскольку конкурсанты почти без исключения блещут или пытаются блеснуть мастерством в самом традиционном смысле слова, идёт ли речь о живописи, скульптуре или инсталляции. Всё, от панно, где любимое платье выложено из гвоздей, до пространственной инсталляции из стекла, сделано очень качественно и продумано до мелочей. Сюжеты ясны, образы легко считываются, и выставка в целом не оставляет и следа напряжения, которое так или иначе возникает при столкновении с феноменом современного искусства.
Зрителю оставлено пассивное взаимодействие, эмоциональное освоение и избирательное восхищение. Однако Эрарта в своём праве, и по части связи со временем всё в порядке: люди, не желающие довольствоваться классической зрительской ролью, пишут рецензии, а порой – даже доносы, невольно превращающие премию в перфоманс, выходящий за рамки художественных умений и искусствоведческих желаний.
И в любом случае они выбирают не самое глубокое и страшное из предложенного – недаром за бортом полуфинальной десятки осталась отличная скульптура Камиинкера – в отличие от пост-ироничных котиков. Впрочем, попрекнуть этим сегодня язык не поворачивается.
Победители первого тура
Алексей Апиш, Ринат Ахметов, Мария Богораз, Елена Гришаева (Dj Le Nochka), Дмитрий Каварга, Галина Казаринова, Анастасия Кузнецова-Руф, Тамерлан Тлес, Андрей Шатилов, DASHA ART
Официальный сайт премии – https://www.erarta.com/ru/prize/
Еще про contemporary art
- Фестиваль «АрхБухта. ЗА В|Ы|ХОДОМ» открылся
- Музей Эрарта представил участников Эрарта Премии — 2024
- Фестиваль «АрхБухта. ЗА В|Ы|ХОДОМ»: приём заявок
Еще про выставка
- Salone del Mobile 2024: немного независимого дизайна
- ДизайнВыставка приглашает
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
Еще про конкурс
- Лаборатория проектирования игровых пространств «ГОРОД ИГРА»
- Призёры фестиваля АрхБухта 2024
- LCI Барселона – конкурс на стипендию в магистратуре