Перевоплощения Юнуса Сафардиара
В галерее “Эрарта” открылась выставка Юнуса Сафардиара, узбекского художника, который уже много лет живёт и успешно работает в Лондоне. В экспозиции под названием “Наваждение” он представил свои одухотворённые, несмотря на воинствующий формальный перфекционизм скульптуры и цифровые произведения. Впрочем, в NFT автор, по собственному признанию разочаровался, когда ощутил, что “прорывная технология не приводит к духовному прорыву”.
В качестве модели для этой работы Сафардиар использовал свою дочь, известную галеристку
Используя разные техники и технологии Сафардиар на самом деле вовсе не стремится озадачить зрителя вопросом “как это сделано”, напротив, он жаждет покорить материал и материю настолько, чтобы исполнительское мастерство растворилось в философии, замешанной на стоическом приятии бесконечных трансформаций жизни.
Поэтому его излюбленные персонажи – от природы прекрасные кони и женщины или, как в инсталляции, созданной специально для Эрарты, огромная падающая конструкция, воплощающая в себе талант и труд множества людей. Грандиозное сооружение, парафиновый парафраз реальной лондонской башни, валится на бок, а из-под неё, как елочка в глухом бору из под кроны могучих деревьев, прорастает нечто новое, пока не оформившееся.
Есть надежда, что архитектура, идущая на смену гибнущей, будет в своём роде не менее совершенной, но Юнус не хочет её укреплять: “Мы не знаем, что будет, и должны с этим смириться”, – говорит автор, которому явно далеко до смирения. Возможно, его творчество – попытка убедить в первую очередь себя, поэтому он с такой самоотдачей добивается формальной гармонии, поэтому эстетизирует превращения, смысл которых непостижим по определению, хотя и понятен на бытовом уровне.
Юнус Сафардиар. Скульптура. На рубеже двух стен. Бронза, покрытая серебром, прозрачный акрил
Вот блестящая голова механической лошади, которую можно было бы счесть детищем стим-панка, если бы не драматизм, словно позаимствованный у Микеланджело. Вот полумеханический рыцарь на полумеханическом коне, ещё не живой, но уже не мёртвый, почти готовый стать ангелочком. Вот красивая женщина с тревожным и тяжёлым взглядом, которая снова становится девочкой, но не обретает покой.
Все они на первый взгляд безупречны, а на второй – уже затронуты брожением времени, которое в мире Сафардиара вполне обратимо, но от этого не менее могущественно. Все они предлагают себя рассматривать, но сами, кажется, вглядываются в зрителя, попавшегося в ловушку внешней привлекательности. Эффект, который стоит испытать на себе.
Юнус Сафардиар
Юнус Сафардиар родился в древнем узбекском городе Самарканде и с ранних лет увлекался искусством. В 13 лет он был зачислен в Республиканскую школу-интернат для одаренных детей в Ташкенте и с тех пор начал развиваться как художник. В 1984 году Юнус поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. За время обучения в мастерской академиков О.К. Комова и М.К. Аникушина Сафардиар не просто отточил профессиональные навыки, но и получил возможность пройти стажировку в Великобритании. Окончив институт с золотой медалью, художник вернулся в Лондон, где живет и работает по сей день.
Монументальные скульптуры Сафардиара обычно объединяют в себе различные материалы и техники. Оригинальным приемом автора является использование прозрачных элементов, преображающих окружающее пространство. Работы Юнуса Сафардиара хранятся в музейных и частных коллекциях по всему миру: в Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Флориде и Лондоне.
уже 2 мнения на тему “Перевоплощения Юнуса Сафардиара”
Оставить комментарий
Еще про contemporary art
- Фестиваль «АрхБухта. ЗА В|Ы|ХОДОМ» открылся
- Музей Эрарта представил участников Эрарта Премии — 2024
- Фестиваль «АрхБухта. ЗА В|Ы|ХОДОМ»: приём заявок
Очень-очень красивые работы, не говоря уже о самой модели!
Согласна, Boguslaw, причём “живьём” и вблизи всё ещё лучше)