Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Перевоплощения Юнуса Сафардиара

В галерее “Эрарта” открылась выставка Юнуса Сафардиара, узбекского художника, который уже много лет живёт и успешно работает в Лондоне. В экспозиции под названием “Наваждение” он представил свои одухотворённые, несмотря на воинствующий формальный перфекционизм скульптуры и цифровые произведения. Впрочем, в NFT автор, по собственному признанию разочаровался, когда ощутил, что “прорывная технология не приводит к духовному прорыву”.

Сафардиар, NFT с женщиной
В качестве модели для этой работы Сафардиар использовал свою дочь, известную галеристку


Используя разные техники и технологии Сафардиар на самом деле вовсе не стремится озадачить зрителя вопросом “как это сделано”, напротив, он жаждет покорить материал и материю настолько, чтобы исполнительское мастерство растворилось в философии, замешанной на стоическом приятии бесконечных трансформаций жизни.

Поэтому его излюбленные персонажи – от природы прекрасные кони и женщины или, как в инсталляции, созданной специально для Эрарты, огромная падающая конструкция, воплощающая в себе талант и труд множества людей. Грандиозное сооружение, парафиновый парафраз реальной лондонской башни, валится на бок, а из-под неё, как елочка в глухом бору из под кроны могучих деревьев, прорастает нечто новое, пока не оформившееся.

Есть надежда, что архитектура, идущая на смену гибнущей, будет в своём роде не менее совершенной, но Юнус не хочет её укреплять: “Мы не знаем, что будет, и должны с этим смириться”, – говорит автор, которому явно далеко до смирения. Возможно, его творчество – попытка убедить в первую очередь себя, поэтому он с такой самоотдачей добивается формальной гармонии, поэтому эстетизирует превращения, смысл которых непостижим по определению, хотя и понятен на бытовом уровне.

Скульптура. На рубеже двух стен
Юнус Сафардиар. Скульптура. На рубеже двух стен. Бронза, покрытая серебром, прозрачный акрил

Вот блестящая голова механической лошади, которую можно было бы счесть детищем стим-панка, если бы не драматизм, словно позаимствованный у Микеланджело. Вот полумеханический рыцарь на полумеханическом коне, ещё не живой, но уже не мёртвый, почти готовый стать ангелочком. Вот красивая женщина с тревожным и тяжёлым взглядом, которая снова становится девочкой, но не обретает покой.

Сафардиар, NFT, девочка

Все они на первый взгляд безупречны, а на второй – уже затронуты брожением времени, которое в мире Сафардиара вполне обратимо, но от этого не менее могущественно. Все они предлагают себя рассматривать, но сами, кажется, вглядываются в зрителя, попавшегося в ловушку внешней привлекательности. Эффект, который стоит испытать на себе.

Юнус Сафардиар

Юнус Сафардиар родился в древнем узбекском городе Самарканде и с ранних лет увлекался искусством. В 13 лет он был зачислен в Республиканскую школу-интернат для одаренных детей в Ташкенте и с тех пор начал развиваться как художник. В 1984 году Юнус поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. За время обучения в мастерской академиков О.К. Комова и М.К. Аникушина Сафардиар не просто отточил профессиональные навыки, но и получил возможность пройти стажировку в Великобритании. Окончив институт с золотой медалью, художник вернулся в Лондон, где живет и работает по сей день.

Монументальные скульптуры Сафардиара обычно объединяют в себе различные материалы и техники. Оригинальным приемом автора является использование прозрачных элементов, преображающих окружающее пространство. Работы Юнуса Сафардиара хранятся в музейных и частных коллекциях по всему миру: в Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Флориде и Лондоне. 

Автор:



уже 2 мнения на тему “Перевоплощения Юнуса Сафардиара”


  1. boguslaw says:

    Очень-очень красивые работы, не говоря уже о самой модели!

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про contemporary art

Еще про выставка

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта