Библиотека как мебель
Мадридские архитекторы Хуан Элвира (Juan Elvira) и Клара Мурадо (Clara Murado) весной завершили работу над интерьерами муниципальной библиотеки, расположившейся в больничном здании, построенном в 17-м веке.
Фото: Hector Santos-Diez и Imagen Subliminal
В 2010 году, когда Murado & Elvira Architects выиграли конкурс на создание публичной библиотеки и исторического архива города Байона (Испания), они решили спроектировать место, наполненное ощущением домашнего уюта. Так появилась идея деревянного “платья”, выполненного по индивидуальному заказу для старинного здания: интерьеры полностью оделись в дерево, а экстерьер остался почти нетронутым.
Таким образом старая больница Sancti Spiritus отвоевала свою первоначальную роль и снова стала домом для учёных. А также – читателей и туристов: Байону ежегодно посещают тысячи паломников, а её исторический архив хранит уникальные документы, относящиеся к открытию Америки. Дело в том, что именно в порт Байоны на обратном пути прибыла в 1493 году La Pinta, одна из трёх каравелл Христофора Колумба.
Общественная библиотека Байоны – это двухэтажное здание с садом и внутренним двором, вписанное в расположенный на склоне холма исторический центр города. Здание включено в список охраняемых культурных объектов Bien de Interés Cultural (BIC). Несмотря на свой статус, оно претерпело значительные изменения в течение столетий. Некоторые повлияли на патио и сад, которые утратили свою значимость; другие сильно прошлись по интерьерам, которые из-за вмешательства в 1970-х годах были окончательно деформированы.
“Когда мы впервые посетили старое здание, мы ощутили потребность создать новую интерьерную идентичность, связанную со старой структурой и обеспечивающую преемственность по отношению к ней”.
Архитекторы внимательно вглядывались в историю. Это можно явственно прочитать в пространственной последовательности, которая направляет посетителей из открытых городских пространств в уединённые читальные залы. Большой коридор на первом этаже пересекает здание, как крытая улица, ведущая во внутренний дворик и сад. Это настоящее предисловие к новому характеру здания, немедленный и неожиданный обзор времени, которое через него протекает. Главная ось отмечена толстой каменной стеной, которая собирает археологические фрагменты первоначального здания, связывая воспоминания и наследие с его новой функцией и напоминая о старинной гранитной структуре.
Твердая материальная фактура стены уравновешивается мягкой и теплой внешностью деревянного “ящика”, где расположен исторический архив, и всех служебных помещений справа от входа. Таким образом здание сразу обнаруживает двойственную природу и, одновременно, гостеприимство.
“Цель состояла в том, чтобы оставить читальный зал максимально открытым. Мы поместили все вспомогательные элементы по периметру в двойную функциональную оболочку. Её толщина видна в этих элементах, а также в потолке через световые люки, которые показывают фактическую глубину пакета”.
Архитекторы использовали изогнутые деревянные стены, чтобы интегрировать стеллажи и тайные входы в скрытые пространства, такие как гардероб и кукольный театр.
Три лестницы соединяют нижний этаж с верхним, где расположен главный читальный зал: две наружные лестницы во дворе и одна внутренняя лестница, доступная непосредственно из подъезда.
Пространство, окружающее внутренний дворик, состоит из ряда пересекающихся комнат, индивидуальных учебных уголков, санузлов, офисов и читален, обставленных скамейками. Двойная кленовая деревянная оболочка полностью, от пола до вертикальных стен, охватывает это пространство. То же кленовое дерево использовалось для потолка, который адаптируется к структуре и размерным потребностям конструкции. Из окон читальных залов открывается сад, окружающий северную и восточную стороны объекта.
“Здание можно трактовать как каменный цоколь с деревянной меблировкой. Библиотека превращается в мебель, которую можно обживать. Мы всегда держали в уме студию Святого Джерома на картине Антонелло да Мессины, где вся мастерская, кажется, построена вокруг книги”.
Публичная библиотека в Байоне
Архитекторы: Murado & Elvira Architects
Группа: Eugenia Concha, Marta Colón de Carvajal (конкурсный этап)
Cristina Gutiérrez Chevalier, Francesco Martone (этап архитектурного проектирования)
Общая площадь здания: 1.076,5 кв.м.
1 этаж – 518,91 кв.м.
2 этаж – 557,59 кв.м.
Структурная инженерия: Ezequiel Fernández Grinda
Инженерия технических систем: Obradoiro Enxeñeiros
Еще про библиотека
- Началось строительство библиотеки по проекту Snøhetta и Clark Nexsen
- Новое библиотечное пространство в Еврейском музее и центре толерантности
- Пять библиотек в одной