Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

«Стальной бриз» в пространстве города

Текст и иллюстрации – архитектор Дмитрий Тясин

«Пространство, а не камень материал архитектуры»
Н. А. Ладовский

В 2013 г. в центральной части города Минска в неимоверно стеснённых условиях на участке в 6 соток создано внесистемное многофункциональное здание (1-4).
Объёмно-пространственное и архитектурно-планировочные решения здания формировалось под влиянием двух неразрывных, сплетённых между собой направлений мысли архитектора.

  1. Создание уникального художественного образа, материализация ассоциаций и ощущений.
  2. Обеспечение экономических параметров здания, которые смогли бы гарантировать возврат и окупаемость инвестиций.
коллаж на тему здания в стиле блоб
Рис. 1. Минск. улица Московская 22. Коллаж “Появление объекта”. Ниже: фото 2-4


фундамент здания каркас здания в процессе строительства   здание в контексте, вид сверху

Формирование образа

Сложившаяся архитектурная среда в этом фрагменте центра города состоит из рубленных прямоугольных объёмов. Среди них; линия застройки улицы Московская , здание дома Быта, корпуса завода РУП «Белмедпрепараты». Вспоминая весь алгоритм творческого процесса, все нахлынувшие ассоциации и ощущения в процессе создания образа здания, особо хочу выделить изначальную, доминирующую потребность в создании градостроительного акцента, прерывающего монотонный строй, используя контраст формы проектируемого здания по отношению к окружающей массе городской структуры.

В плотно застроенном городском квартале мегаполиса, на перекрёстке крупных автомобильных и железнодорожных артерий с бесчисленным потоком горожан, ощущалось желание почувствовать дуновение прибрежного ветра, свежесть воздуха от множества прохладных капель, приятных ощущений от монотонного ритма всплеска волн. Материализовать весь ассоциативный ряд с набегающей на берег волной, гонимой свежим прибрежным бризом, на интуитивном уровне стало возможным используя философию и принципы «блоб-архитектуры», а так же соблюдая преемственность 5 принципам Ле Корбюзье.

Архитектурное направление «блоб-архитектура» зародилось в начале нового тысячелетия, как неизбежное следствие революционных процессов в программировании и,формируя его, во всём мире, в разных странах, не сговариваясь, стали создавать здания необычной, уникальной архитектуры – без традиционных симметричных форм, без всеобщих программных документов, основываясь, прежде всего, на новом технологическом укладе общества.

«Блоб», в переводе с английского «капля». Рациональность объёма и плавные линии капли, приятные ощущения от слов «капля росы», «капля дождя» , настраивают на всеобщую связь с природой. В интерпретации этого стиля, здания генерировались с доселе неизвестным, ярким, неповторимым, запоминающимся обликом. «Блоб-архитектура» – это неизбежный выплеск эмоций архитектора в форме, который стал возможен только благодаря внедрению цифровых автоматизированных процессов в проектном деле.

Блоб-форма – это более сложный тип формы, чем привычные, традиционные формы, построенные на геометрии сферы, цилиндра, конуса или куба. То, что всегда было в творческом сознании архитектора, но сковывалось возможностями научного прогресса, вдруг в одночасье вырвалось в пространство мира. Главным направлением самого молодого и перспективного стиля в архитектуре, является стремление к принципам органичной гармонии, между внешней формой и рационализмом внутреннего строя, через плавность и мягкость форм, которые присущи объектам природного происхождения. Но блоб-архитектура не повторяет и не подражает формам природных объектов, а лишь через пластику, ритм, движение ассоциативно связана с ними.

планы офисного здания в форме капли

Передача в объёме построенного здания собственных ассоциаций включает в себя прямое цитирование природы только в цветовом решении фасадов, где на песчаный берег набегает каскадная прибрежная волна стального серого цвета. Вместе с тем волна, разрушающая водную гладь, передаётся через пластичные линии фасада, и ритм набегающей волны, передаётся через уступы фасада, имитирующие изрезанность берега.

Планы офисных этажей выполнены в форме, стремящейся к капле – символу «блоб-архитектуры» (рисунок 5). Но это не было самоцелью: на тождественность образа здания принципам «Блоб-архитектуры» я обратил внимание уже после ввода объекта в эксплуатацию. Каплевидная форма объёма выкристаллизовывалась в процессе работы под воздействием пространственных ограничений и ассоциативных образов. Решалась задача развить, дополнить существующую пространственную композицию, обеспечить перелив пространства и открытие перспектив окружающей застройки, создать градостроительный акцент, а не «запломбировать» пространство.

Одной из сложных составляющих этой задачи было желание избежать примитивного торцевого фасада при раскрытии объёма при движении по улице Московской с площади Независимости. Сделать этот фасад таким же главным, интересным, равноценным по отношению ко всем другим фасадам, плавными линиями подчеркнуть и раскрыть пластику всего объёма здания. Уйти от традиционного деления фасадов на главный, боковой и задний. (фото 7-9)

ситуативный план - карта территории

Положение здания в пространстве города характерно тем. что оно раскрывается всем своим объёмом, со многих значимых видовых ракурсов. Находясь между улицами Московской и Фабрициуса «как на ладони», в дополнение, оно активно просматривается и с ул. Суражской (рисунок 6). В этой связи очень важно помнить, что структура и пластика здания не должны «прочитываться» с одного фасада, как например лапидарная, аскетичная форма «Хрущёвки».

В идеале при восприятии объектов архитектуры объём здания должен увлечь, заинтересовать, вызвать желание обойти, посмотреть со всех сторон, чтобы составить целостную картину. (Рисунок 15-22)

обращенный к улице фасад офисного здания обращенный во двор фасад офисного здания
вогнутый фасад здания Фасады, фото 7-9

Объёмно-планировочное решение

градостроительная ситуация: схема
Рисунок 10

Объём здания формировался по принципу создания скульптуры, который высказал великий итальянский скульптор, архитектор, мыслитель Микеланджело Буонарроти : « Каждый кусок камня имеет внутри себя скульптуру и задача скульптора её обнаружить. Я беру глыбу мрамора и отсекаю от неё все лишнее». Архитектор в творческом процессе подобен скульптору, где вместо мраморной глыбы, глыба виртуального пространства.

В процессе работы над проектом из прямоугольной глыбы объёмом 24 576 м3, виртуально построенной в пространстве на основе пятна застройки и максимально возможной высоты, исходя из градостроительной ситуации (рисунок 10), осторожно, шаг за шагом, отсекалось лишнее. В итоге в «стружку и пыль» ушло 25 % виртуального пространства, но всё же 75% материализовано. Объём построенного здания составляет 18 432 м3 (выше уровня земли).

И в этой связи особо хочется остановиться подробнее на том, что было предоставлено, а лучше сказать «отвоёвано» для строительства объекта. Мне приходилось реализовывать многие объекты, в каждом из них были свои сложности, но с подобной ситуацией я встретился впервые и думаю, больше не встречусь. Полученное пятно застройки объекта – это максимально возможный для строительства земельный участок освобождённый от инженерных сетей и строений , а также учитывающий противопожарные разрывы между соседними знаниями и совместимость с окружающей существующей застройкой.

Площадь этого земельного участка 24х32 м, это чуть больше, чем стандартные дачные 6 соток. Участок примыкает к существующему подземному переходу метро, но основной его особенностью является немыслимая, запредельная плотность инженерных сетей, проходящих через участок. Их нужно было убрать, вынести из под пятна застройки. Концентрация инженерных сетей, которая напоминает «клубок змей», пронизывающих подземное пространство маленького участка на разных уровнях, стоит того, чтобы их перечислить.

1. Самотёчные сети:
– хоз-бытовая канализация диам. 400мм;
– канализация завода РУП «Медпрепараты» диам. 200 мм;
– ливневая канализация диам. 400 мм.
2. Напорные сети:
– напорная ливневая канализация подземного перехода с накопительным резервуаром;
– водопровод диам. 600 мм;
– водопровод завода «Медпрепараты» диам. 300 мм.
3. Тепловые сети:
– теплотрасса торгового объекта, расположенного на земельном участке;
– теплотрасса отопления ступеней подземного перехода.
4. Электрические сети:
– 3 кабеля ТТУ троллейбусного движения. 0,66 кВ;
– силовой электрический кабель 10 кВ;
– силовой электрический кабель 0,4 кВ;
– кабель наружного освещения.
5. Телефонная канализация.
6. Воздушная линия сети радиофикационной связи.

В процессе выноса инженерных сетей из под пятна застройки, самой напряжённой и трудной была работа по перекладке хозбытовой, самотёчной канализации открытым способом, на глубине 8 м от поверхности земли (высота 3х этажного здания) в плотном окружении и в зоне действия нескольких высоковольтных кабельных трасс, телефонных линий специального назначения, близости существующего здания «Дома быта» с неглубоким заложением фундамента, и постоянным интенсивным пешеходным потоком (фото 11-13).

Фото1:перенос хозяйственной канализации Фото2: перенос хозяйственной канализации
Фото3: перенос хозяйственной канализации Фото 11-13. Вынос хозяйственно-бытовой канализации из под пятна застройки

Крайне стеснённые условия, глина, невозможность производить работы экскаваторами, требовали принятия сложных ежедневных организационных решений для выполнения данной работы. В конечном итоге работа была выполнена с использованием грейферного ковша ёмкостью 0,25 м3 и автомобильного крана.

Исходя из подобной «особенности» земельного участка, затраты на вынос сетей из-под пятна застройки были настолько значительные, что до последнего момента ставили под угрозу саму идею реализации инвестиционного проекта. Учитывая, что перераспределение затрат на подготовку земельного участка находится в обратной пропорциональной зависимости от количества общей площади здания, поэтому по умолчанию на данном земельном участке решалась задача размещения здания с максимально возможным объёмом – при максимально возможной коммерческой части проекта.

Чем больше общая площадь здания, тем меньше в процентном отношении вынужденная составляющая затрат по подготовке территории в структуре себестоимости 1 м2 общей площади, соответственно, тем больше инвестиционная привлекательность объекта. Принятая в проекте максимально возможная высота здания 32 м не имела альтернативных вариантов исходя из формирования силуэта на развёртке застройки улицы Московской.

Планировочная структура подвального и первого этажа полностью повторяет контуры пятна застройки (фото 2) и при этом максимально использует земельный участок, образуя основание, стилобат, который придаёт зрительную устойчивость, завершённость зданию (рисунок 24-25). Объём второго этажа, где располагается кафе на 88 посадочных мест с открытыми террасами, выполняет роль переходного объёма между стилобатом здания и основным офисным объёмом. За счёт уменьшения объёма второго этажа и создания над ним консольного нависания верхних офисных этажей, облегчается зрительное восприятие объекта в целом (рисунок 26).

За основу формирования планировочной структуры офисной части здания принята самая рациональная и устойчивая система, созданная в природе в процессе эволюции (рисунок 14). Эта система заложена и на макроуровне в строении Земли и на микроуровне в строении клетки, как основного структурного элемента живой природы. В строении Земли ядро окружено мантией, в строении клетки ядро окружено цитоплазмой.

схемы строения клетки и земли
рисунок 14

В построенном здании ядро сформировано в центре плана этажа, из элементов, обеспечивающих жизнеобеспечение здания, в том числе; вертикальные коммуникации (лифты, светлые пожарные лестницы), раздельные санузлы, весь комплекс магистральных внутренних инженерных сетей, воздуховоды вентиляции, дымоудаления, стояки отопления, канализации, внутреннего водостока, водопровода, каналы электрических, телефонных, компьютерных сетей (рисунок 27).

Центральное размещение магистральных сетей обеспечивает равноудалённость от всех помещений этажа, а следовательно рациональность и оптимальность горизонтальных участков внутренних сетей в пределах этажа. В составе ядра размещается внутренний коридор замкнутой кольцевой структуры, объединённый с лифтовым холлом, что обеспечивает рациональный доступ ко всем помещениям в пределах этажа, к пожарным лестницам и ко всем транзитным трассам внутренних сетей. Кольцевая структура внутреннего коридора имеет естественное освещение через витраж и выход на балкон. На остальной площади этажа, которая распределена вдоль наружного светового периметра здания, размещаются офисные помещения свободной планировки с панорамными видами. Глубина светового фронта офисных помещений обеспечивает комфортное естественное освещение.

ребро блоб-архитектуры остеклённый выпукло-вогнутый фасад ритм окон на выпуклом фасаде балконы в ракурсе ритм смещений на фасаде
фото 15-19.

входная группа выпуклый фасад, блоб балконы на фасаде в ракурсе
фото 20-22

Функциональное назначение

Построенный объект представляет собой многофункциональное здание, включающее в себя несколько функционально-планировочных компонентов, образующих функциональные зоны: офисные помещения (основная функция), предприятия торговли, предприятия общественного питания. Все функциональные зоны взаимосвязаны и образуют единую планировочную структуру, но в тоже время, в каждую функциональную зону предусмотрены отдельные входные группы, что обеспечивает возможность автономного функционирования.

Количество этажей в здании – 10.

В структуре здания функциональные зоны распределены следующим образом:

  • подвальный этаж: продовольственный магазин, в который предусмотрен вход и с уровня земли и с уровня подземного перехода метро (рисунок 23);
  • первый этаж: торговые бутики, павильоны, аптека, кафе на 20 посадочных мест, технические помещения (рисунок 24);
  • второй этаж: кафе на 88 посадочных мест, кухня, банкетный зал, бар, открытая терраса (рисунок 25);
  • с третьего по восьмой этаж: офисные помещения. В офисную часть здания организован изолированный от других групп помещений вход с вестибюльной группой со стороны дворового фасада рядом с автостоянкой (рисунок 22);
  • девятый этаж: технический.

Для обслуживания объекта предусмотрена открытая плоскостная автостоянка на 84 машино-места.

план подвала план первого этажа
Рис. 23. План подвального этажа.   Рис. 24. План первого этажа.

план 2-го этажа план офисного этажа
Рис. 25. План 2 этажа.   Рис. 26. План офисного этажа.

Основные технико-экономические показатели

  • Строительный объём здания 21 300 м3
  • Общая площадь 5 500 м2
  • Площадь продовольственного магазина 740 м2
  • Площадь торговых бутиков и павильонов 400 м2
  • Площадь предприятий общественного питания 540 м2
  • Площадь офисных помещений 2 200 м2
  • Площадь эксплуатируемой кровли 490 м2
  • Заключение

    Кроме всех известных предназначений архитектуры, на мой взгляд, на глубинном, подсознательном уровне она ещё является сценарием вложения инвестиций. Архитектура – это продукт совместного интеллекта архитектора и заказчика. Многие знаковые долгострои у нас в Минске почему-то никто не рассматривает с точки зрения провальной архитектуры. Архитектор своей работой изначально закладывает либо успех, либо мучения. И, как правило, устранение системных ошибок архитектора выполняется в «нервном штурме» за счёт значительных издержек инвестора.

    Архитектура – это генный код, ДНК инвестиций, и очень немногие связывают «атомную» себестоимость и жуткие сроки строительства объекта с его архитектурно-планировочными решениями.

    В заключение хочу сказать о названии бизнес-центра. Сегодня он называется «Terrum». К моему сожалению, родное имя объекту не дали по банальной причине. В словах «Steel Breeze» больше букв чем в слове «Terrum» , а следовательно – рекламная конструкция дороже. Эта досадная мелочь, как песчинка в море взаимопонимания и удовольствия от работы с высокоинтеллектуальным заказчиком. Но меня не покидает надежда, что со временем зданию будет возвращено имя, заложенное при рождении: «Steel Breeze» Стальной ветер (рисунок 27).

    офисное здание Стальной ветер
    рисунок 27

Автор:



уже 12 мнений на тему “«Стальной бриз» в пространстве города”


  1. yu says:

    Блоб-капля, геометрия этой формы есть сочетание гиперболической и евклидовой геометрий в объеме, а не по вертикали, из образа капли, если так строить проще это не значит иметь технологию производства каплевидных пространств. Каплевидность здания это спиральная технология которая появилась в СССР, первый купол-капля-генератор строили в Истре.

  2. Dmytry says:

    Блоб-архитектура не повторяет и не подражает формам природных объектов, а лишь через пластику, ритм, движение ассоциативно связана с ними.Если отойти от стиля, то можно лишний раз сказать, что этажный план показывает организационную логику здания, рациональность, гармоничность между базовыми (лифты, пожарные лестницы, туалеты….) и основными пространствами.Этажный план бесчисленными алгоритмами связан с объёмом.Пластика, пропорции взаимно перетекают из пространственных структур в плоскостные.Ошибки или достоинства планировки этажного плана неизбежно передаются, трансформируются в объём.А мозг получив любой фрагмент информации по своим сложнейшим нейронным программам выстраивает зрительные образы. Информация по генератору в Истре очень интересная, спасибо.

  3. Tim says:

    Сильная работа, а урбанистика жуткая(

  4. Dmytry says:

    Спасибо…Архитектор, также как врач или математик, имеет свои условия задачи в каждом конкретном случае.

  5. Piter&Pavel says:

    Втиснул здание мастерски)) Но блоб-архитектура тут скорее повод, я считаю.

  6. Дмитрий says:

    Благодарю ! Мне очень приятно. … Дополню. Изначально было желание мягко, уважительно, “не толкаясь” с соседями находится в пространстве. Все мои попытки размещения объёма в традиционных формах , неминуемо создавали конфликт с окружением.Но “Блоб-архитектура” не была самоцелью: на тождественность образа здания принципам «Блоб-архитектуры» я обратил внимание уже после ввода объекта в эксплуатацию. Каплевидная форма объёма выкристаллизовывалась в процессе работы под воздействием пространственных ограничений и ассоциативных образов. Решалась задача развить, дополнить существующую пространственную композицию, обеспечить перелив пространства и открытие перспектив окружающей застройки, создать градостроительный акцент, а не «запломбировать» пространство.

  7. petr says:

    Посадил в пятно, ничего не скажешь. Но кому-то нужно руки оторвать за тесноту.

  8. Dmytry says:

    Все проекты отражают “дух времени”. Сегодня многие интеллектуальные тенденции и предпосылки пересматриваются. Рациональность использования пространства,площади ,материала, времени уже осознанная необходимость. Вспоминаю площадь им.Ленина в Ташкенте. “Эспланада для одинокого пешехода”. Сразу думаю, а как же кадастровая стоимость земли, а как же возврат инвестиций? В твите 140 знаков, для того чтобы люди научились выражаться кратко и по существу.Плотная застройка центров городов – это следствие стремительных процессов современной жизни.

  9. Галина says:

    Красиво! Современно! Отличный дизайн! Удачное расположение! Безусловно это произведение -талант архитектора!

  10. petrapetrova says:

    Качественный выход из безнадёжной ситуации. Так и должен действовать архитектор, в этом суть нашей работы.

  11. Dmytry says:

    Благодарю за оценку. Не часто можно услышать в адрес архитектора добрые слова.
    На 6 сотках размещено 5250 м2 многофункционального здания.

  12. Евгений says:

    Довести объект до красной ленточки ввода в эксплуатацию, большая удача и заслуга архитектора. Даже если он спорен в деталях, планировочно разностилен, формально надуман.
    Молодец!

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про realty

Еще про современная архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта