Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Впервые за столетия в Петербурге объявлен архитектурный конкурс на современную, удобную и человеческую набережную

Петербург – город и у реки, и у моря. Воды много, но по использованию набережных отстаёт даже от сухопутной Москвы, где недавно провели масштабный международный конкурс на разработку градостроительной концепции развития территорий, примыкающих к Москва-реке. 220 километров московских береговых территорий превратят в места для культурного отдыха с десятками парков, станциями водного транспорта и променадом.

логотип конкурса Лахтинская Гавань

А в Петербурге всё иначе. Исторически петербургские набережные рассматривались как пространства для восприятия панорам другого берега. Город стремится к воде, но, выходя к ней, постоянно откладывает её обустройство для человека. Береговые территории не рассматриваются как ресурс для организации достойной жизни человека. Их стремительно превращали в пространства для многоэтажной застройки, зачастую даже перед зданиями не сажали ни одного дерева.

Набережные

Общая протяженность петербургских набережных составляет более 150 км. Октябрьская набережная – самая длинная – 8 663 м, Адмиралтейская – самая короткая – 414 м. 38 км набережных Санкт-Петербурга охраняются государством. Они отличаются гранитной облицовкой, убранством лестничных спусков.

Одна из самых известных набережных – Дворцовая. Её начали застраивать довольно рано, почти с начала создания города. До середины 18-го века она была деревянная и неухоженная – набережная использовалась как склад стройматериалов. Постепенно ее одели в гранит и сделали удобные спуски к реке. Сегодня здесь знаменитый Эрмитаж, бесконечный поток машин и отличный вид на Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость.

Все остальные в гранит одетые берега Невы – сейчас такие же: море автомобилей, узкая полоска для прогулок в смоге и с отличным видом на достопримечательности города.

В ХХ веке обустроили Свердловскую набережную вдоль Невы. Пешеходные и транспортные потоки были грамотно разделены: береговая территория оставлена автомобилям. Далее этот процесс усилился. Преобразования вдоль Выборгской набережной, реконструкция Пироговской и Ушаковской набережных имели одну цель – расширение пространства для лавины транспорта. Берега Невы, пожалуй, самая загазованная транспортная артерия.

Можно лишь сожалеть, что один из самых депрессивных и экологически проблемных районов города — набережная Обводного канала около завода «Петмол» — после вывода предприятий наглухо застраивается новыми, немасштабными человеку жилыми комплексами без малейших попыток создать вдоль канала хоть эпизодические признаки природы.

Не меньшим ресурсом обладают и долины многочисленных малых рек, протекающих через контуры новых районов города. Если бы в периферийных районах малые реки стали предметом осмысления районных властей и объектом проектирования, то с приходом туда средств современного ландшафтного дизайна люди бы могли с гораздо большим удовольствием отдыхать, гулять и играть с детьми, заниматься спортом, заходить в кафе. А не только массово выгуливать собак.

Достаточно абсурдными по своей сути выглядят разрастающиеся как грибы рестораны на южном берегу Крестовского, не оставляющие никаких шансов на сохранение береговой экосистемы.

Грандиозный проект – Набережная Европы – двигается сложно. Откроется от многолетней закрытости набережная между Биржевым и Тучковым мостами. Но что там появится в итоге – пока неясно: вчера это был элитный жилой комплекс и театр, сейчас – судебный квартал, а завтра что?

По Генплану 1966 года Ленинград развернулся в своём развитии от использования «внутренней» акватории дельты Невы к новой оси — созданию районов на берегу Финского залива. Но в очередной раз главной задачей поставили открыточную застройку — «Морской фасад», на который можно было смотреть издалека.

Пройтись вдоль него по обустроенным и озеленённым променадам всё ещё проблема. Единственная набережная у морского берега Финского залива – Морская набережная в Василеостровском районе, появилась в 1972 году. Длина – 4 км. Оформлена частично. Красиво названная, набережная остается местом хранения автомобилей в ржавых гаражах, не дав людям, живущим вдоль неё, шанс выйти к воде на значительном протяжении, кроме участка от площади Европы до устья Смоленки.

К одному из самых масштабных выходов города к большой воде относится освоение намывных территорий вокруг нового морского вокзала в западной части Васильевского острова. Что здесь будет: тяжелые массы жилья или качественная среда для жизни?

В немногочисленных парках Петербурга, которые оказались ближе к большой воде Финского залива — 300-летия и Южно-Приморском — береговые территории не обрели реально многофункционального наполнения.

Обилие заболоченных, покрытых камышом пространств в северо-западной части города, в районе Юнтолово, – не проблема для превращения береговой территории в современное пространство. Не стоит уничтожать это. На примере берегового камышового парка в районе Хаммарбю Шёстад в Стокгольме достаточно наглядно видно, насколько эффективно может функционировать экосистема, построенная на естественной циркуляции воды, отказе от укрепления берегов каменными стенами и максимальном развитии водной растительности, над которой обустроены пешеходные променады.

Конкурс Лахтинская Гавань

вид на Лахтинскую гаваньСейчас в Санкт-Петербурге объявлен архитектурный конкурс. Его тема радует и дает надежду, что в нашем городе появится современная, комфортная набережная, без прессинга автомобилей и с максимально возможным диапазоном рекреационных занятий: купаться и загорать, сидеть в кафе и общаться с друзьями, заниматься спортом или просто прогуливаться.

Адрес будущей человеческой набережной и предмет нынешнего конкурса – Лахтинская гавань. Это 2,5 гектара территории, ограниченной с с запада – проектируемой улицей, проходящей вдоль восточной границы участка МФК «Лахта центр», с юга – берегом Невской губы Финского залива и пешеходным мостом в парк 300-летия Санкт-Петербурга, с востока – берегом Лахтинской гавани, севера – улично-дорожной сетью: разворотным кольцом и эстакадами на Приморское шоссе и ул. Савушкина.

Организатор конкурса – многофункциональный высотный комплекс «Лахта центр» - не дает четких указаний и требований, что должно быть на данной территории. Простор для творчества и фантазий архитекторов – бесконечный.

Следует сказать, что это уже пятый архитектурный конкурс «Архишанс» для молодых архитекторов, который проводит «Лахта центр». «У Газпрома есть замечательные лозунги, что они должны развивать молодежь. Конкурс – это логичное и приемлемое воплощение лозунга. К моему удивлению, всё делается еще и очень дружественно», – таково впечатление Георгия Чумигаля, участника одного из конкурса «Архишанса».

Алексей Соколов, участник конкурса на визуальную навигацию в небоскребе:«Лахта центр» – невероятно знаковый объект для нашего города. Даже не выиграв в конкурсе, хотелось быть причастным к этой истории. Кстати, удивлен, насколько «Лахта центр» доступен и дает реальную возможность молодежи стать соавторами такого гигантского проекта. Прекрасная идея, которая уже сама по себе объединяет объект и город. Считаю, что большая ошибка со стороны маститых архитекторов и дизайнеров воспринимать этот конкурс как ерунду. Зря они игнорируют Архишанс! «Лахта центр» – это крупнейший заказчик и крупнейший проект. Получается, в итоге побеждают идеи не мэтров, а простых студентов. А может, профессионалы боятся или идей не имеют?»

Здесь можно посмотреть подробности о конкурсе «Лахтинская гавань»:
https://vk.com/page-23975708_49942228

Автор:



всего 1 мнение на тему “Впервые за столетия в Петербурге объявлен архитектурный конкурс на современную, удобную и человеческую набережную”


  1. Pingback: Лахтинская гавань в проектах молодых петербургских архитекторов - архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про конкурс

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта