Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Европейская архитектурная премия досталась барселонцам

Каждые два года Евросоюз вручает архитекторам две награды: побольше и поменьше. Главная – премия имени Миса ван дер Роэ за современную архитектуру неизменно затмевает другую, молодежную, которая называется Emerging Architect Prize – хотя она, пожалуй, любопытнее, потому что совсем непредсказуема. В 2015 обе достались проектировщикам из Барселоны – известной и успешной мастерской Barozzi Veiga и молодой, но разносторонней студии ARQUITECTURA-G. Таким образом, лучшим архитектурным произведением стал концертный зал в польском городе Щецин, а внушающим надежды - жилой дом в муниципалитете Сильерос.

концертный зал в Щецине, дневной вид
Альберто Вейга и Фабрицио Бароззи: “Здание выросло из урбанистического контекста, на него повлияли крутые крыши, вертикали городских жилых домов, монументальные орнаменты неоготических церквей и тяжелые объемы классицистических зданий, башни, испещрившие горизонт, и краны в порту. Думая, как экпрессионисты, мы решили использовать геометрию, чтобы придать форму новой новой ритмической композиции, которая пробуждает эмоции благодаря балансу между массивным и устремленным ввысь. Использование стекла как фасадного материала подчеркивает, насколько здание контрастирует со сложившимся окружением”.


вечерний вид концертного зала

Щечинский концертный зал уже удостоился в этом году польской премии “Жизнь в архитектуре”, в прошлом – награды нью-йоркского журнала Architectural Record, и наверняка соберет еще. Впрочем, шортлист нынче удался, так что предсказать победителя было невозможно – по крайней мере, если исходить из качества архитектуры. Зато возможно, что последней каплей на чаше весов стало стремление косвенно поощрить сравнительно недавно вступившую в Союз Польшу.  Но это, во-первых, не умаляет достоинства объекта, а во-вторых, подчеркивает особенности современной культурной политики Европы, говоря проще – европейские ценности.

интерьер холла с лестницами

Прежде всего, это общественный во всех смыслах слова характер здания. В буквальном: среди пятерки финалистов были только музеи и прочие общедоступные заведения, преимущественно – просветительские и образовательные. И в переносном: значимая для жюри характеристика – способность генерировать публичные пространства, места, где горожане могут отдыхать и общаться.

Это не просто фишка, а ключ к признанию публикой. Именно так современная архитектура приучает к себе людей. Какой бы ни была, к примеру, новая сцена петербургской Мариинки, предоставляя пространство меломанам, она отъедает его у всех остальных. А концертный зал в Щецине – наоборот, затягивает в свою орбиту далеких от музыки простых смертных. И официальный комментарий жюри прямо подчеркивает такое свойство: “большой холл с кафетерием и двумя открытыми лестницами в холодное время года играет роль новой крытой площади”.

интерьер большого концертного зала
В главном зале – деревянные акустические панели, обтянутые золотистой кожей.

Необходимое условие налицо, но его недостаточно для победы. На фоне прекрасных конкурентов концертный зал выделяется другим. Перед нами – самостоятельное и даже знаковое произведение архитектуры, которое,  тем не менее, обыгрывает контекст. Альберто Вейга и Фабрицио Бароззи разрешили сложнейшую дилемму. Конечно, не раз и навсегда, а только сегодня и только для Щецина.

Автор:



уже 10 мнений на тему “Европейская архитектурная премия досталась барселонцам”


  1. Boguslaw Witkowski says:

    Very futuristic this Building! Authors are expecting the Global Warming effects will come very soon and no snow on the roofs at all in the nearest future in Northern Poland ) ?

  2. Natalia Shustrova says:

    рџ™‚ Boguslaw, как я понимаю, авторы вдохновлялись средневековыми соборами -вероятно, тогда со снегом справлялись, так что и сейчас, я думаю, справятся рџ™‚

  3. Boguslaw Witkowski says:

    Дорогая Наталя, вот и почему этих средневековых домичков и соборов уже нету…ведь однажды в Полше запроектировали, построили и розвалилось под снегом рџ™Ѓ пуст Бог их хранит. http://en.wikipedia.org/wiki/Katowice_Trade_Hall_roof_collapse

  4. Александр says:

    Скорее всего в ендовах подогрев установят и будут топить снег. Иначе будет рвать кровельное покрытие под снегом
    при перепадах температуры.

  5. Natalia Shustrova says:

    Александр, я совершенно уверена, что нечто такое заранее предусмотрено, поскольку во-первых, Бароззи и Виега отличаются обостренным вниманием к технологическим и строительным решениям, а во-вторых, Евросоюз награждает, в том числе, за “устойчивость” и качество строительства. Эту премию не дают за красивые глаза или красивую картинку рџ™‚

  6. Е. Чемёркин says:

    Ребята Вы о чём? Если об архитектуре, то забудте про ендовы. Технически, система удаления снега решит вопросы, а великолепные наледи, которые, возможно и появятся по весне только добавят шарму этой бесподобной форме. Классно! Но лестницу в интерьере надо было сделать чёрной.

  7. Александр says:

    Как раз , говоря об архитектуре , нужно помнить о ендовах. Когда построили Титаник тоже думали, что проблем нет. Да и то, что грязный снег на крыше прибавит шарму этому кусочку сахара- спорное утверждение. Скорее всего там заложено грязеотталкивающее покрытие кровли и стен( вынужденная мера)

  8. Natalia Shustrova says:

    Евгений, черная лестница, конечно, подчеркнула бы пространственную композицию, но, по-моему, из интерьера ушло бы умиротворение:)

  9. Е. Чемёркин says:

    Наталья, Вы правы. Экзистенциализм образа и заключается в некой театральности, и исключает бородатый функционализм.

  10. Natalia Shustrova says:

    Евгений, я, собственно, не про функционализм, я про атмосферу: это фойе, и субъективно не хочется напряжения )

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про современная архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта