Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Древнерусская архитектура в числах: в свет вышла книга «Священное наследие»

«Формулы» православных храмов вывели российские исследователи Маргарита Городова и Владимир Ларионов. В январе в свет вышла их книга «Священное наследие». Это первое издание, которое поднимает тему числового канона в древнерусской архитектуре.


Все мы знаем, что зодчество древней Руси было основано не на слепом копировании более ранних построек, а на определенных канонах. Однако до недавнего времени в церковной архитектуре не видели ее «внутреннего» прочтения – только внешние комбинации лопаток, пилястр и четвериков. Отечественные искусствоведы всегда придерживались мнения, что на протяжении многих столетий древнерусские зодчие копировали в разных вариациях одни и те же строения, но никто не задумывался, почему они были столь гармоничны и разнообразны.

все древнерусское зодчество было основано на числовых канонах.

Ответ логичен, хотя и не лежит на поверхности: все древнерусское зодчество было основано на числовых канонах. Шаг колонн, комбинации форм, пропорциональное соотношение элементов – все это имело числовые выражения определенных сакральных понятий, приобретая, тем самым, символическое звучание, требующее именно такого осмысления у современников и потомков. Символизм этот был обусловлен посвящением храма или переложением молитвы в числовые значения.
Язык числа как изложение архитектурной формы впервые был открыт авторами книги «Священное наследие». Для подтверждения своей гипотезы Маргарита Городова и Владимир Ларионов обмеряли несколько десятков храмов в Константинополе, Москве, Новгороде, Киеве. Научные путешествия в рамках проекта стали возможны благодаря гранту «Института русского искусства», который был учрежден меценатом М. О. Окрояном для поддержки и развития русской культуры. Зафиксированные в разных храмах числовые значения подтвердили, что средневековое русское зодчество творилось не только глазами, но и теологическими философскими «диалогами».
Как отмечают архитекторы, книга «Священное наследие» может стать интересным ключом к прочтению искусства прошлого. Исследование служит важным материалом для современной церковной архитектуры, которая может обратиться к подлинным истокам древнерусского зодчества и обрести пропорции средневековой чистоты.

Информация об авторах:
Городова Маргарита Николаевна
Окончила Московский архитектурный институт (Государственной академии), специализация «Теория и история архитектуры». Работала научным сотрудником отдела Древнерусского градостроительства в Центральном Музее им. Андрея Рублева; руководителем направления «Реконструкция традиционных методов пропорционирования в современном церковном зодчестве» в «Русском доме «Арт Деко».
Автор многочисленных научных публикаций по вопросам теории, истории и символики архитектуры.
Член Творческого Союза Художников России международной федерации художников

Ларионов Владимир Евгеньевич
Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ по специальности историк-индолог, референт-переводчик. Владеет тамильским и английским языками. В аспирантуре ИСАА при МГУ занимался изучением вопросов, связанных с возрастанием политической роли в Индии индусских коммуналистов и эскалацией индусско-мусульманского противостояния.
Один из организаторов и первых авторов журнала «Русский Дом» при телеканале «Московия» в 1996 году. В 1999 году автор и ведущий программы прямого эфир «Встреча с интересными людьми» на кабельном телеканале «Телевик» Восточного Административного Округа Москвы.
Автор многочисленных статей в газетах и журналах по вопросам русской истории, политической истории Индии, по различным политологическим проблемам. Автор учебного пособия для молодежной организации «Ассоциация Витязей». Учредитель альманаха «Лабарум».
Автор восьми книг по древнейшей русской истории, истории индоевропейцев, теоретическим аспектам монархической традиции в России.
Член Союза писателей России.

Автор:



уже 7 мнений на тему “Древнерусская архитектура в числах: в свет вышла книга «Священное наследие»”


  1. Александр says:

    В своё время (1982год.) Зав кафедры истории архитектуры ЛИСИ Ю. С. Ушаков написал книгу “Ансамбль в народном зодчестве русского Севера” В ней он тоже показывал на наличие определённых канонов при расположении храмовых комплексов и их пропорциях и связью с окружающей обстановкой. Раньше я к этому относился скептически. но в в 2008 году при проектировании Валаамского подворья на о. Риеккалансаари убедился в существовании таких связей и канонов в натуре. Сущесвующая деревянная церковь( впервые поселение с церковьюупоминается в истории 1600 годом) и окружение около неё полностью укладывались в эти каноны( хотя в примеры этой книги церковь не входила.

  2. Артем Дежурко says:

    слушайте, ну такое стыдно печатать

  3. Shu says:

    Артем, приветствую рџ™‚ А почему, собственно, стыдно? Книга спорная, конечно, но не шарлатанская.

  4. ermakoff-67 says:

    Что же спорного? Числовые каноны были в средние века популярны во всей Европе, а не только на Руси.

  5. Артем Дежурко says:

    Я навел справки. Оказывается, числовой канон действительно был. Тем хуже мое мнение об авторах книги, которые выдают себя за первооткрывателей.

    О книге я могу судить только по рецензии. Эпический портрет Ларионова Владимира Евгеньевича прекрасен, но это не ученый, а шовинист-пропагандист. Научный метод некорректен: в памятнике, если заложить даже маленькую погрешность, можно намерить любую систему пропорций. Надежную опору могут обеспечить только письменные источники; об изучении из в тексте ни слова.

    Обмеры они технически могли выполнить, но ведь на это нужно разрешение. На каждом средневековом памятнике сидит изучающий его профессор-медиевист, который на пушечный выстрел не подпустил бы к нему мутного переводчика с тамильского без научной степени, автора учебного пособия для националистической боевой организации. Они и своего-то брата не подпускают. В России авторы книги могли добиться разрешения на обмер, подключив админситративный ресурс церковной бюрократии, в Турции у них этого ресурса нет. Я не понимаю, кто им мог в Стамбуле разрешить работать на памятниках.

    Наконец, научная ценность работы – в выводах. Если выводы такие: “Зафиксированные в разных храмах числовые значения подтвердили, что средневековое русское зодчество творилось не только глазами, но и теологическими философскими «диалогами
    “, – мне непонятно, о чем идет речь, и сомнительно, что понятно тому человеку, который это написал.

  6. Shu says:

    Артем, Ларионов, действительно, националист и монархист, но Городова – специалист по древнерусскому градостроительству. Однако дело даже не в этом. Я исхожу из того, что свобода слова -неотъемлемое право, и отказывая в этом праве людям с любыми взглядами, мы только усугубляем ситуацию. Если книга неграмотная, те, у кого хватит образования, могут разнести ее в пух и прах. Это не мое дело, мое дело – представлять по возможности широкий спектр взглядов, в том числе – категорически несовпадающих с моими рџ™‚

  7. Александр says:

    Терпимей надо быть к людям. Не нравится – не читай. Мнение своё высказывать нужно, только без перехода на личности.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про architekturnie-novosti

Еще про книга

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта