Биеннале в Аргентине – интервью с архитектором Ярославом Усовым
Об Аргентине мы кое-что знаем, а вот о прошедшем в октябре биеннале – почти ничего. Между тем бескорыстный и корыстный (экономический) интерес к Латинской Америке усиливается, и архитекторы с громкими именами не пренебрегают возможностью показать себя и посмотреть, как идут дела за океаном. Как это делают они, и что стремились продемонстрировать мы? Об этом – в специальном интервью куратора российской экспозиции Ярослава Усова…
Форма – Ваши впечатления от Аргентины и аргентинской архитектуры – мы о ней почти ничего не знаем и нуждаемся в информации «из первых глаз».
Я.У
– Архитектура вполне европейская, так как нынешняя Аргентина в основном заселена потомками эмигрантов, которые привозили частичку своей культуры. В Буэнос-Айресе присутствуют все стили 20 века. Стилистика хорошо прослеживается в разных районах города. Фешенебельный район Реколета, где располагается множество посольств, застроен роскошными особняками конца 19 века. В районе Сан Тельмо много домов в колониальном стиле и явное влияние испанской архитектуры. В районе Пуэрто-Мадеро, аналог лондонского Докландс, застроен современными зданиями из стекла и бетона. Неповторимый полихромный район Ла Бока с разноцветными домами. Архитектура разная и в этом и есть ценность Буэно-Айреса. Интересен конструктивизм 20 годов – по всему городу достаточно много сохранилось зданий в этом стиле. Но после 30-х годов произошел упадок как экономический, так и социально-политический, что явно отразилось в архитектуре города. Застройка 50-70 годов монотонна и не вызывает особого восторга.
Форма - Ярослав, Вы впервые представили современную российскую архитектуру на биеннале. Какой ее образ Вы хотели создать, формируя экспозицию?
Я.У. – Я хотел как можно шире представить архитектуру со всех регионов страны. Показать масштаб государства, представить разные города и регионы. Это необходимо, так как в большинстве своем о России знают очень мало, и, кроме наличия городов Москва и Санкт-Петербург даже не догадываются о обширной географии страны. Открыть географию страны, показать, что архитектура есть не только в столице – одна из задач выставки.
В каком то смысле это и образовательный проект с точки зрения географии. Люди узнали, что есть Хабаровск, Иркутск, Саратов и другие города. На карте они могли увидеть, где находятся постройки и осознать масштаб нашей Родины. Если говорить об образе, я старался представить те работы, которые максимально широко отражали бы различную типологию и современные тенденции в отечественной архитектуре.
Форма - Как и на что реагировали Ваши коллеги из других стран? Что их впечатлило больше всего?
Я.У. – Живой интерес, люди останавливались, разглядывали детали, читали аннотации.
Тот факт, что все 15 кг буклетов, которые я привез на биеннале, были разобраны в первые 3 дня, говорит о безусловном интересе к выставке. Я лично наблюдал, как приводили студентов и показывали проекты, обсуждая задумку авторов и узлы крепления. Наверное, впечатлил и масштаб экспозиции – цветные полотна 3 м высотой, которые занимали полностью стену в зале и создавали определенный ритм для всей окружающей экспозиции.
Форма – Самое запоминающееся, с Вашей точки зрения, выступление иностранного архитектора на биеннале.
Я.У. – Craig Dykers (SNOHETTA) из Осло, подобно настоящему актеру, более 10 раз срывал овации. Это был театр. В прелюдии он продемонстрировал медиа-проект, рассказывающим о подготовке к работе над текущем зданием – все в шуточной форме. В основном акте он продемонстрировал свои текущие и прошлые проекты. Заключение растянулось вне регламента, так как, по просьбе и с согласия публики, он продемонстрировал еще десяток проектов, чем и завершил последний лекционный день.
Форма – Какая экспозиция (кроме нашей) больше всего Вам понравилась?
Я.У. Итальянская экспозиция вызвала интерес, графикой и принципом подачи работ. Экспозиция, кроме проектов, содержала информацию о районах Италии.
Форма – Вы наверняка бывали в Венеции. Каковы сходства и различия этих двух событий?
В Буэнос-Айресе в большей степени были представлены латиноамериканские страны – Чили, Перу, Бразилия и др. Много внимания уделялось национальной экспозиции – застройке районов Буэнос-Айреса. Присутствовали и исторические экспозиции – «конструктивизм», здание Ле Корбюзье в городе Ла Плата и т. д. В отличие от Венеции, здесь было меньше «высокого дизайна», разные страны выставлялись на единой площадке без отдельных дизайнерских павильонов. Но с другой стороны, это единство и равноправие всех создало пестрый архитектурный ковер под названием биеннале, где просто было приятно находиться.
Дом доктора Кроше, построенный по проекту Корбюзье в Ла Плата, был представлен на биеннале как образец конструктивизма.
Еще про выставка
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- Hometextile & Design 2024: деловая программа
- Carlo Ratti стал куратором биеннале архитектуры 2025