Дизайн, от которого Моррисона бросило в холодный пот
текст: Шу, для иллюстрации использованы фотографии объектов от Мемфис, которые будут экспонироваться на выставке в Галерее дизайна/ bulthaup
Дело было в далеком 1981, в Милане, на выставке группы Memphis, о которой петербуржцы и гости нашего города скоро узнают гораздо больше: 28 мая в галерее дизайна Бултхауп откроется выставка под названием “Вызов традициям”…
Джаспер Моррисон помянут не для красного словца: если он, по его собственному признанию, испытал “шок и панику”, что говорить о других, менее подготовленных дизайнерах, столкнувшихся с явной аномалией: объекты, представленные Memphis, нарушали все писанные и неписанные правила дизайна, оставаясь при этом чертовски привлекательными.
Разумеется, надругаться над традициями предметного проектирования столь творчески могли только архитекторы. Группа образовалась в 80м году, когда признанный архитектор Ettore Sottsass, которому уже стукнуло 60, взял под свое крыло группу двадцатилетних зодчих.
У Этторе был знакомый владелец интерьерного бутика и убеждение, что пора бросить вызов засилью чистого модернизма в мебельном дизайне, а у молодежи, как водится – много сил. Сначала проект обозвали довольно скучно – “Новый дизайн”, но позже Соттсасс переменил решение в процессе очередного прослушивания песни Боба Дилана With the Memphis Blues Again (правильное название – Stuck Inside of Mobile).
Отринув все, что подразумевал хороший дизайнерский вкус, Martine Bedin, Aldo Cibic, Michele De Lucchi, Matteo Thun и Marco Zanini предались экспериментам, уделяя особое внимание материалам. Ранний Memphis – это ламинированный пластик с простодушно-китчевым геометрическим орнаментом или пятнами “под леопарда”, а также всякие малоупотребимые промышленные материалы, вроде неоновых трубок, целлулоида и стеклышек с рисунком.
Однако нефункциональный декор и неприличные цвета использовались в мебели и аксессуарах, вполне пригодных для производства. Сотсасс пытался продвинуть что-то в этом роде еще когда работал в группе “Алхимия” (Alchymia), но рынок был не готов. Теперь же утомленные минимализмом производители и потребители обрадовались передышке, и мебель пошла на ура. Ее охотно покупают и до сих пор, хотя мэтр покинул группу еще в 1985, вернувшись к архитектурной практике в собственной мастерской Sottsass Associati.
Стилистически подобную вакханалию можно было бы обозвать “пост-модернизмом”, ибо по существу “Мемфис” с помощью декора, цвета и материалов просто-напросто освежил модернистскую концепцию мебели. Недаром постмодернист Арата Исодзаки стал поклонником этого течения. Но термин был занят, поэтому употребляется ученое слово “полисемантизм”.
Как бы то ни было, история группы – редкий и замечательный пример счастливого соединения творческих амбиций и рыночного успеха. Так бывает!
Попахивает 70-ми прошлого века.
Однако здорово!