Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

галерея Вхутемас представляет архитектурный авангард

В Москву перекочевывают выставки, которые в Питере уже прошли и оказались не только интересными, но и поучительными. Сегодня в 18 часов откроется, а с завтрашнего дня начнет работать ежедневно до 16 января выставка ” Архитектурный авангард – Всемирное наследие? Сохранение зданий конструктивизма в России и Германии”. Но не только…


Параллельно в галерее проходит ретроспекция выставки “Истоки русского авангарда” , которая состоялась во Флоренциии в 2005 году, и фотовыставка работ Александра Никольского – прекрасного архитектора-конструктивиста, позже создавшего интереснейший проект спортивно-развлекательного комплекса и стадиона на Крестовском острове (стадион имени Кирова). На его месте сейчас пытаются построить новый стадион по проекту покойного Курокавы.

А в январе москвичам продемонстрируют выставку “Воплощенная утопия. Новая архитектура 1920-х, Россия  – Германия”. Я ее уже видела, поэтому позволю себе самоцитату из заметки для бумажного журнала. С оговоркой -возможно, в столице экспозиция будет выглядеть несколько иначе -в частности, не знаю, привезут ли туда подлинники Никольского.

 ”…На самом деле это не одна, а четыре выставки. Небольшие, но полноценные.
Первая посвящена цвету в архитектуре Бруно Таута и организована некоммерческим обществом «Немецкий Веркбунд», вторая – Эриху Мендельсону (организатор – ifa). Тема третьей сформулирована Управлением Сената Берлина по вопросам развития города как «жизнь в памятниках мирового наследия». И, наконец, четвертая, благодаря совместным усилиям Научно-исследовательского музея Академии художеств и Немецкого культурного центра им. Гёте, позволяет нам встретиться с шедеврами ленинградского конструктивизма. Причем творчество Мендельсона и Никольского представлено в макетах, так что не только профессионалы, но и простые смертные могут прочувствовать обаяние архитектурных произведений.
Модели немецкого архитектора – современные копии, а вот у Никольского, как выяснилось, сохранились подлинники. Организаторы с гордостью сообщают, что они не экспонировались 80 лет. Тем, кто вытащил их на свет божий, действительно есть чем гордиться. Но нам пока нечем: мы редко привлекаем внимание к великой отечественной архитектуре, видимо, чтобы не пришлось ее сохранять. В отличие от немцев.”

Автор:



уже 5 мнений на тему “галерея Вхутемас представляет архитектурный авангард”


  1. chydak says:

    Хм… Немцам действительно есть чем гордиться. После того как Ерих Мендельсон для сохранения своей жизни должен был в рассвете сил остановить процветающую практику в Берлине и бежать из Германии, можно теперь сохранять его постройки. Надеюсь, что определение Мендельсона как “немецкого архитектора” Ваша простительная неточность, а не исходит от Немецкого культурного центра. Мендельсон слишком многое в своей жизни потерял, как раз из-за того, что в Германии не был в свое время признан таковым…

  2. Shu says:

    chydak рџ™‚ Определение Мендельсона как немецкого архитектора исходит не от культурного центра, и не от меня – оно исходит от самого Мендельсона, который, будучи евреем, считал себя немецким архитектором и представлял немецкую архитектурную школу.Как и Арне Якобсен, считавший себя датским архитектором, несмотря на то, что ему тоже пришлось бросить практику и на лодке отправиться в эмиграцию. И я не думаю, что мне стоит опираться на определения, сформулированные нацистами. Немцам не стоит гордиться Холокостом, но они, на мой взгляд,вправе гордиться реальными достижениями…
    А Вы случайно не в Германии живете?

  3. chydak says:

    В данный момент во Франкфурте. По-поводу культурно-национальной принадлежности Мендельсона спорить не буду, дело это слишком относительное и не плодотворное. Мне просто резануло слух и глаз и я действительно считаю что со стороны немцев подобные определения без оговорок переходят границу корректности. рџ™‚

  4. Shu says:

    chydak рџ™‚ Согласна, с их стороны это был бы перебор! Просто мне обидно, что они трясутся над архитектурным наследием, а мы с одинаковой небрежностью относимся к достижениям всех отечественных архитекторов, работавших в 20 веке. Независимо от их национальности, пола и судьбы (: Народу внушается мысль, что росиийская архитектура – это то, что построено до первой мировой…

  5. chydak says:

    Это действительно очень печально. Тем более что Российский двадцатый век, или первые десятилетия этого века в западном восприятие давно перешли в раздел классики. Настолько, что если 25 лет назад Заха Хадид могла «оригинально» основываться в своих проектах на русских конструктивистов (ошибочно называя так всех подряд), то сегодня это уже почти банально.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта