выставка “ТОЧКА СВЕТА”
Встреча света и смысла
выставка в галерее зонаДИ (26 января – 17 февраля)
автор статьи и фотографий – Алина Гринчель
Черный куб галереи на Петроградской стороне иллюминирует изнутри светящимися арт-объектами питерских дизайнеров. Захват светильником интерьерной доминанты – обычное дело сегодня, но светильник должен вершить свое светлое дело со вкусом. Подход художников к свету, цвету и форме изящен и деликатен, «попадание в точку» – стопроцентно
Искусствовед Галина Габриэль уверяет, что экспозиция светильников именно в этом месте не случайна. Когда-то давно, когда электричество еще не целиком вытеснило старинные методы освещения, в помещении нынешней галереи располагалась керосиновая лавка. Запах керосина испарился навсегда, теперь здесь царство светодиодов и голограмм.
Объекты на выставке с трудом поддаются классификации. Произведение искусства, светильник, или концептуальный предмет? Нет, единение всех трех значений-смыслов в текстиле, скульптуре, мебели, ювелирном украшении, постере или просто самолетике под потолком. Авторская интерпретация потому и неповторима, что не ограничивается привычным нашему глазу взаимодействием материи и формы, а ищет такую точку, где вещь раскроется смыслом.
Заключающим аккордом в интерьерном пространстве выступает свет – лишь он может проявить важное и скрыть лишнее. Авторский светильник справляется с этой задачей по-своему, он обладает преимуществом самоценной индивидуальности. Предъявлять к нему требования технической подсветки как-то неудобно даже. В окружении такого количества светящегося креатива притихаешь и пытаешься подстроиться на нужную «световую волну».
Капелька света в металлическом водопроводном кране Анны Черкашевой, обитый кнопочками слоник со своим отражением-голограммой Андрея Чежина, светящаяся бумага Дины Хайченко, фосфоресцирующий стул Виктора Вотского не продуцируют большого количества света. То же самое можно сказать и о ювелирных украшениях с подсветкой Сергея Каткова, Ивана Ван Заама и Наталии Ильясовой. По ощущениям, идея подобной подсветки не нова, но присутствие ювелирки на выставке светильников задает тон и дерзко подчеркивает вездесущесть дизайнерской мысли.
(изображение увеличивается при клике мышью)
Очередной виток этой мысли сложно предсказать. Светильники Инны Рассохиной-Гринчель с отпечатками пальцев, по ее словам, были сотворены чуть ли не в отделении милиции. Там она пыталась узнать технологию получения точного отпечатка пальца. В готовых работах от этого криминального духа не осталось и следа. Лишь черно-белая графика линий отпечатка, разогнанного по величине почти на метр. Своеобразный «автограф в себе», совсем в духе европейских нововведений биометрики.
(изображение увеличивается при клике мышью)
Следуя дальше путем ощущений (раз уж мы смирились со следованием именно этим путем), вспомню лампочку Ильича в стеклянной кухонной банке. Это сооружение вызывает законный ужас у осторожных посетителей выставки. По секрету они даже интересуются у галеристов: не взорвется ли банка, когда лампочка как следует нагреется? Юра Былков, молодой дизайнер и автор светильника, улыбается и предлагает на такие инженерные мелочи внимания не обращать. И в крайнем случае обещает залить банку водой в качестве конденсатора. Столь вольное обращение с законами физики не может не радовать романтичных противников глобальной прагматизации искусства.