архитектура после стиля>>интерьер загородной улицы
загород. Все, что размещено за пределами города, принято считать «загородом». Загородные территории занимают почти все пространство материков. На долю городских территорий приходится незначительный процент.
Загородная среда пользуется огромным вниманием и горожан, и загородных жителей.
Главным объектом, характеризующим архитектурную среду как ансамбль, является загородная улица.
Построенный загородный комплекс Капитан на плане.
происходящее. Необходимо признать, что загород, как и город, наполнен огромным числом искусственных и природных объектов, которые облечены в конкретные формы и конструкции, имеют свою индивидуальность, окрашены в разные цвета, созданы из определенного материала.
Искусственные объекты подчинены своему стилю, он, в свою очередь, соответствует определенному времени.
Объекты заполнены внутренним пространством, в них протекают жизненные процессы. Они построены на своих сценариях, имеют собственные сюжеты, которые опираются на единую функциональную организацию.
Все перечисленное объединяется общим композиционным замыслом, подчинено градостроительным требованиям, подчеркнуто спецификой места (территории), где все это происходит.
Для завершения процесса необходим талант и большое желание архитекторов, строителей, дизайнеров, заказчиков.
Так создается либо загородная, либо городская среда, где мы работаем, живем, отдыхаем, учимся, растим детей и решаем множество своих проблем.
Фотография фасадов, улица в клубном загородном комплексе
термины. Если мы говорим о том, что является определяющим для формирования средового окружения загородных поселений, то приходим к выводу, что таким объектом в них является пространство улицы.
Здесь есть боковые поверхности «разверток»: это фасады зданий и сооружений, элементы ограждений (искусственные и естественные).
Есть «низ» - поверхность земли, газонов, дорог, тротуаров и площадок.
«Периметр» улицы имеет свой «верх», который ограничен контурами периметральной застройки.
Верхняя граница образует своеобразную поверхность (потолок), а нижняя служит основанием (полом).
Пространство заполнено «мебелью для улицы». В качестве мебели в этом случае выступают скамейки, указатели, мостики, почтовые ящики, козырьки, навесы, группы деревьев и т.д.
На улице присутствует свое, продуманное или нет, искусственное освещение. Это и большие уличные фонари, и небольшие торшеры, и встроенные светильники, и подсветки деревьев, газонов, фасадов. входная зона загородного дома
закон жанра. Перечисленное выше позволяет утверждать, что перед нами «интерьер», вернее пространство интерьера, с которым можно работать по законам жанра.
Но, когда мы говорим об интерьере, то для нас это всегда либо пространство квартиры, либо – офис, ресторан, завод, концертный зал и т.д.
Мы знаем, что интерьер – это построенное по определенным канонам пространство, которое находится внутри чего-то объемного и, по сути, замкнутого.
Это может быть и группа помещений, и одно помещение. В любом случае, это что-то конкретное, определенное. Казалось бы, сочетание двух понятий «улица» и «интерьер» несовместимо.
На наш взгляд, необходимо восстановить справедливость, и считать уличное пространство интерьером.
фотография ротонды в ландшафте
интерьер загородной улицы. Итак, мы выяснили, что интерьер загородной улицы представляет собой средовое пространство, образованное искусственными и естественными природными объектами, сформированными на основе композиционного и стилистического единства, функционального взаимодействия, философии места и времени, законов жанра.
Здесь происходят процессы, предназначенные для обеспечения нормальной жизнедеятельности и работоспособности людей, которые живут, работают и отдыхают по своим индивидуальным сюжетам и сценариям.
элементы построения. В формировании интерьера загородной улицы принимают участие фасады зданий и сооружений, отдельные плоскости и фрагменты, детали ограждений территорий участков и поверхности дорожных покрытий, бордюры, канавы, мостики и подпорные стенки. Его дополняют пространства курдонеров, скверов, площадей, дорожных развязок и зеленые насаждения.
В построении пространства используются не только отдельные деревья, но и целые их группы, а также водоемы, поля, огороды, сады. Иными словами - все искусственное и природное, что размещено за городом.
Улицы, заполненные небольшими деталями, дополняются своими незатейливыми историями. Этим самым они окрашивают в яркие краски нашу обыденность...
повествование. Согласитесь, что скамейки, на которых мы признавались в любви, имеют право на существование всегда!
А улица, на которой эти скамейки стоят, это не просто путь, где мы каждый день бываем и проходим туда и обратно, но и место со своими событиями, сюжетами, узнаваемыми деталями.
Это малая родина, о которой вспоминаешь, когда находишься где-то далеко, когда грустно на душе, и хочется чего-то уютного и родного.
Как сказали бы классики «здесь проходит бесконечное повествование, а рассказчиком выступает сама жизнь».
творческие подходы. Чтобы почувствовать разницу между формальным (традиционным) и неформальным (очеловечиваемым) подходами, которые необходимо применять для построения интерьера загородной улицы, необходимо выполнить простой эксперимент.
На плоскости проведем кривую замкнутую линию. Сделаем рядом надпись, что - это «граница» внутреннего пространства.
Внутри замкнутой линии сделаем надпись «интерьер».
Затем можно выполнить еще ряд надписей, например – «скамейки», «столы», «светильники», «перегородки».
Сколько бы мы не делали надписей, ситуация будет непонятной до тех пор, пока не появится другое: «объем».
Если поднять нарисованную линию из плоскости на нужную по заданному масштабу высоту, а надписи на плоскости превратить в пространственные объекты и добавить несколько дизайнерских решений с оригинальными приемами и композиционными находками, то, связав все воедино, получим интересное архитектурное решение интерьера улицы.
Однако, если в эксперимент не включить фактор времени, который связан с процессом создания, динамического преобразования загородной среды, сезонностью происходящих за городом процессов, - представление все равно будет формальным.
Первый случай, когда все формально, характеризует существующую по отношению к интерьеру улицы ситуацию. Второй вариант позволяет, хотя бы на упрощенном уровне, получить представление о том, что могло бы быть.
Итак, можно констатировать, что мы уже познакомились с пространством и решили, что это не просто символы на плоскости, а еще и объем со своими индивидуальными параметрами и спецификой территории. К этому необходимо добавить следующие характеристики:
- пространство. Это то, что ограничено своими габаритными объемами, и формирует загородную среду, объекты которой живут и развиваются по определенным правилам со своими особенностями, индивидуальными характеристиками.
- поверхность (плоскость) представляет собой основополагающую часть пространства, которая служит для формирования внешних и внутренних границ. Вместе они формируют и разграничивают пространство по вертикали и горизонтали, а также участвуют в его дополнительном членении и композиционном построении.
- объекты. Интерьерные объекты заполняют собой пространство, вносят свою лепту в его создание, жизнедеятельность и развитие. В одном случае они играют роль стен, потолка и пола, а в другом – представляют собой уличную мебель, которую время от времени можно менять, передвигать, либо убирать.
- цифровые характеристики. Они позволяют архитекторам и дизайнерам выделить «узкое пространство», когда отдельные объекты стоят близко друг к другу.
- «широкое пространство», когда форма пространства по ширине больше его высоты.
- А также «сверхширокое пространство», когда «верх» - высота и «низ» - ширина превышают друг друга более чем в два раза.
Улица в загородном клубном комплексе, фотография на стадии строительства
Традиционно сложилось так, что главные улицы загородных поселений формируют интерьеры с широким и сверхшироким пространством.
А для второстепенных улиц характерны узкие пространства. Хотя бывают и исключения, как, например, на улицах старинных средневековых городков и небольших деревень.
Следующий момент, который необходимо учитывать, связан с протяженностью загородных улиц. Они могут быть короткими, могут быть длинными. В последнем случае организация интерьеров будет напоминать внутреннее пространство огромного объекта, например, такого как дворец, где помещения расположены друг, за другом, образуя непрерывный ряд пространственных элементов, объединенных общей осью перспективы. Проходя одно пространство, попадаешь в следующее. Такое построение в архитектурном словаре носит название «анфилада».
В этом случае действует принцип анфиладности, когда решение для каждого помещения или их группы будет своим, а вместе они образуют единое целое.
выбор своего интерьера. Создавая интерьер загородной улицы, мы сами в праве выбрать схему построения пространства, в котором хотим оказаться. От правильности выбора будет зависеть конечный результат.
В любом случае необходимо помнить, что все это создается для людей, которые живут с нами сейчас и для тех, которые будут жить потом.
2011. Все права на статью "Интерьер загородной улицы" принадлежат Константину Колодину, статья размещена в рубрике "Архитектура после стиля " портала Форма с согласия автора. Перепечатка запрещена.
Константин Колодин - архитектор, руководитель мастерской «АНЕСТИКА», автор книг.
проект город-мост для Санкт-Петербурга
потерянные города - графический цикл