Каждый этаж торгово-развлекательного центра «Азовский» представляет собой общественное пространство, соединяющее разные функциональные зоны, что предопределило главную задачу: создать легкую и воздушную галерею, парящую в независимости от дизайна интерьера того или иного арендатора.
Бесшовное закаленное стекло высотой 2,7 и 3 м мы применили в качестве ограждения торговых зон. Двустворчатые двери лаконично встроены в ограждающие бутики стеклянные перегородки.
Якорные операторы и крупные арендаторы представляют свое декоративное решение интерьера арендуемой площади, что может отразиться на всем интерьере этажа. Так как стратегически отказаться от платежеспособного арендатора в условиях экономической нестабильности непросто, архитектору постоянно приходится доделывать, переделывать и декоративными приемами решать «зону соприкосновения» интересов.
Этого можно избежать, создавая всем «жителям этажа» одинаковые условия: единую ленту остекления, фриза, ленту пола потолка.
Интерьеры общественных зон подвержены влиянию рекламных носителей, оформления, декорирования того или иного арендатора. И слабо стилистически решенный дизайн интерьера может просто-напросто развалиться на островки пестрого рынка. Поэтому сделать очень крепкий, сильный, строгий, простой и красивый лаконичный интерьер – главная задача архитектора-дизайнера. Именно так можно добиться для посетителя комфорта во время пребывания в здании, его зрелищности и запоминаемости!
Стилистика общественного интерьера ТРЦ «Азовский» – минимализм. Строгие прямые линии, сопряжения всех элементов – угол равный 45 и 90 градусам. Единый уровень полов. Выделенные пространственные оси и симметрия стали основой для реализации интерьеров. Все конструктивные элементы (колонны, простенки) были включены в арендную площадь бутиков и магазинов.
Главная задача – создать беспрерывную пространственную ленту стекла, дерева и «воздушного» пола. Единое остекление и светлые оттенки отделки, граничащие с отражением пола и контрастной линией фриза – основа для успешного и целостного интерьера торгово-развлекательного центра. Минимальное включение металла придало строгость оформлению. Обязательным условием стало применение матового хрома для всех металлических элементов: ручки дверей, клепки для стекла, остов мебели, урны и рекламные стойки.
В процессе строительства и отделки сложно было учесть множество уже реализованных элементов в конструктивном и инженерном решении здания. Так сложились обстоятельства, что здание было построено без детального продумывания общественных зон, экономики и стратегии продаж арендных площадей. Поэтому по опыту был разработан экспресс-проект дизайна интерьера с доработками планировочной структуры здания. Во время авторского надзора большинство проектных разработок были доделаны и приспособлены под существующие коммуникации, перегородки, отметки уровней потолков и полов.
Важным фактором стала целостность стиля: ровные легкие плоскости ограждающих конструкций, без перепадов по высоте. Одинаковая высота потолков на этаже. Ширина общественной галерей была рассчитана по «золотому сечению», исходя из пропорции соотношения высоты к ширине прохода. При этом нельзя было отклониться от цифр более, чем на 10 см.
Максимально эстетично были выполнены ограждения зон эскалаторов и травалатора, атриумов: крепление элементов предполагало расположение несущих опор и подконструкций из металла, задекорированных пластиком фирменных цветов здания – зеленым и красным. Эти цвета отражаются всюду – в логотипе, мебельных группах, декоративной отделке колонн.
Отдельное внимание уделялось местам скопления людей: входные группы, лифтовые холлы, тамбурные зоны эскалатора и травалатора. Была применена дорогая отделка мрамором лифтовых порталов и стен. Круглые колонны декорированы листовым мрамором, а соединительные вертикальные швы дополнительно обработаны для визуальной целостности материала.
На полу - керамогранит трех оттенков. 90% площади занял белый глянцевый керамогранит. Это дорогой материал, но его использование помогло сохранить минимальную ширину торговой галереи и уменьшить количество светильников. Боковые пороговые полосы были выполнены в проекции с потолком - карнизом, создающей беспрерывную линейность торговой галереи.
Конструктивное решение отделки общественных зон влияет на кратность затрат в ходе ремонтно-строительных работ, и задача архитектора-дизайнера - предупредить собственника здания обо всех возможных трудностях при дальнейшей отделке согласно разработанному дизайн проекту интерьеров!
Доминантой дизайна общественного интерьера торгово-развлекательного центра «Азовский» стала пешеходная аллея, интегрированная в зимний сад. Она располагается на 3 этаже здания и является кульминацией развития пространства.
Металлические фермы, поддерживающие стеклопакеты зимнего сада, заключены в дерево – зебрано. Именно этот сорт экзотической породы стал визитной карточкой в отделке каждого этажа. Узнаваемость и целостность объекта достигается не только в строгих пропорциях всех элементов и в единстве цветовой гаммы, но и в лаконичности сочетания подобранных заранее текстур и фактур отделочных материалов. Скамьи аллеи отделаны деревом венге.
Освещение интерьеров – одна из главных «черт его характера». Ровный и мягкий искусственный свет, равномерно распределенный по галереям, придает завершенность объекту. Все расстояния между группами светильников были строго вывереныпо направлениям проходов и соблюдены.
Два типа светильников выделили пространственные оси галерей, подчеркнули направления движения посетителей.
Заполнение потолков – грильятто, где соотношение размеров ячейки, высота профиля и цвет материала строго подобраны для каждого этажа. Этот материал позволил избежать монтажа дополнительных лючков и подконструкций для доступа к инженерным системам: отопление, вентиляция, пожарные системы и т.п.
На 3 этаже - светильники шарообразной формы, которые украсили аллею, завершив ее образ.
Мебельные группы были индивидуально спроектированы для интерьеров и обладают основными функциями: удобство и комфорт, практичность и красота, возможность комбинировать элементы, создавая разные композиции.
Цветовая гамма обшивки диванов – красный и зеленый цвет. Повсеместно в интерьерах присутствуют матовые хромовые кашпо с растениями, задача которых – внести в интерьер отзвук природы, стать «верным помощником» фризу зебрано и контрастом стеклу, строгим линиям интерьера.
Стихия воды отразилась в фонтане и водопаде. Эта композиция встречает посетителей, поднявшихся из подземного паркинга на 1 этаж, и является началом путешествия.
Работать над интерьерами торгово-развлекательного центра «Азовский» было интересно. Это первый объект, в котором были применены все инновационные элементы, заложены рекламные и информационные стойки, разработана удобная наземная парковка для машин и велосипедов, пути подходов посетителей учтены и увязаны между собой, а также дополнены вкраплениями элементов природы – аллея и сквер.
Очень важно уследить за характерными основными чертами здания и интерьера, найти ключевые точки в образах и применить несложные и недорогие конструкции, чтобы общий фирменный стиль объекта не развалился и нелепо не сформировался сам по себе. Решение этой задачи стоит перед архитектором и дизайнером со времен появления первого общественного интерьера!