Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Проект торгового центра Азовский: задача и решение

текст, фотографии и проект © Дмитрий Яковлев
Может показаться странным, что архитектор Дмитрий Яковлев, в этом проекте выступивший в роли дизайнера интерьеров, уделяет в своей статье такое большое внимание местоположению и объемно-пространственному решению объекта. Но это правильно, так как вытекает из необычной истории проектирования:

Торговый центр Азовский, главный фасад, главный инженер проекта Дмитрий Анатольевич Пекин


“объект строился силами двух людей, главный инженер проекта Дмитрий Анатольевич Пекин, фирма ИНВ-строй. Он сделал конструктивную схему здания, реализовал очень интересные схемы фундаментов, на которых защитил докторскую диссертацию. Часть здания – монолитная – полностью его. Есть еще конструктор Антон Ладейщиков. Они сделали металлоконструкции – вторую часть здания. Все это было объединено, слито воедино и получился какой-то такой большой объект, у которого одна часть монолит, а вторая – металлоконструкции. Фасады наложили специалисты фирмы ИНВ строй и генплан кое-какой сделали.
А потом уже пришел я, взглянул со слезами на глазах и начал мастерить нормальный объект коммерческой недвижимости. Выполнять дизайн интерьера, перепланировки, сносить, строить, убирать, что и как где мог, по конструктиву и пожарным нормам. Сделал новый генплан под максимум машиномест, входы и прочее… То есть, по сути, как такого архитектора нет – все понемногу всюду”.

боковой фасад торгового центра Азовский, фотография

Идея внести яркие краски в жизни людей юго-западного округа города Москвы с помощью многофункционального комплекса, в котором дети и взрослые смогут проводить свободное время с пользой для души и здоровья, возникла давно. Было принято решение подыскать площадку для создания многофункционального комплекса общегородского значения в гуще жилого района Зюзино. Выбор места для строительства торгово-развлекательного центра на пересечении улицы Азовской с Черноморским бульваром обусловлен желанием расположить доминанту, завершив формирование площади, композиции, образованной исторически сложившимся природным комплексом и жилым кварталом.

итоговый генеральный план торгового центра
итоговый генеральный план

Соседство со зданием спортивного центра «Кимберли Лэнд», ограниченность жилым кварталом, сквером и автомобильными дорогами – все это само вырисовало местоположение комплекса: восточная часть участка за существующим зданием фитнес центра, что определило вторую линию для входа в будущий комплекс. Естественный уклон поверхности земли подсказал организацию входных групп, расположенных на разных отметках и этажах здания, и в дальнейшем это стало ключевой точкой для организации движения посетителей внутри торгово-развлекательного центра.
Соответственно, это повлияло и на формирование планировочной структуры общественных торговых галерей объекта и создание сети пешеходных дорог, ведущих от улицы Азовской к торгово-развлекательному центру.

входная группа на первом этаже торгового центра, архитектор Дмитрий Яковлев

Помимо всего прочего, перед архитектором стояли сложные задачи, которые необходимо было решить в процессе проектирования и строительства:

реорганизация производственной зоны, утратившей свое значение, внедрение общественных функций;
создание многофункционального комплекса общегородского значения;
разработка объекта нового типа, сочетающего в себе и выставочные, и торговые, и спортивные, и культурно-рекреационные зоны, и административно-офисные помещения;
объединение построек новых и старых, современной и традиционной сохраненной архитектуры – реконструкция фасадов существующих зданий и формирование целостной градостроительной единицы;
дизайн проект предусматривает поэтажное зонирование общественного многофункционального комплекса: детская игровая зона, ресторанный дворик, магазины шаговой доступности для жителей района, офисный центр, фитнес центр, кинотеатры и спортивно развлекательные игры;
особое внимание маломобильным группам населения: выделенные машино-мест на паркингах в радиусе доступности к входным группам здания, удобные туалетные комнаты со всеми необходимыми поручнями и тревожными кнопками, удобная навигация по зданию, широкие проходы, эвакуация, коридоры и лифты с необходимым набором поручней;
улучшение транспортного обеспечения территории в рамках программы по реорганизации транспортной сети города – создание максимально возможного по количеству машино-мест наземного и подземного паркинга, удобных заездов и выездов, погрузки и разгрузки крупногабаритных машин, а также сети широких проездов по территории;
улучшение пешеходной доступности, в том числе и с противоположной стороны улицы Азовской, обеспечение беспрепятственного, удобного доступа людей к входной группе ТРЦ «Азовский», организация движения по аллее, проходящей сквозь парковую зону, прилегающей к зданию территории.

интерьер первого этажа

Форма участка в 2,4 га, на которой расположена основная группа объемов здания – территория, приблизительно равная 140 м в длину и 80 м в ширину. Неровные границы пятна застройки определили многообразие изломов линий фасадов, и это повлияло на динамичное развитие прилегающей территории – границы пешеходных аллей и наземного паркинга, рассчитанного на 230 машино-мест. Был разработан проект с расчетом максимально возможного размещения автомобилей, широких проездов для пожарных машин, крупногабаритного транспорта. Было организовано сквозное и круговое движение по наземному паркингу, что позволило увеличить пропускную способность в разы и сделать невозможным образование автомобильных заторов.
Общая площадь здания – 34 500 м.кв.
Площадь общественных зон торговых галерей – 4500 м.кв.

интерьер подземного паркинга

Подземный паркинг на 110 машино-мест площадью 3750 м.кв. удобно разделен на две зоны, образуя гармоничное соединение инженерных коммуникаций и эстетики в своем облике. Отведены места для машин маломобильных групп населения, с их обозначением. Это один из немногочисленных комплексов, где реализован одноуровневый отапливаемый подземный паркинг.

эскалатор со стеклянным ограждением, связывающий этажи центра по вертикалиВсе три этажа ТРЦ «Азовский» пространственно соединены вертикальными коммуникациями: эскалаторы, травалатор, лифты и лестницы. Они пронизывают здание и разумно распределены по функциональным зонам: торговая, спортивная, офисная, детская, игровая, что несет собой экономически выгодное, удобное, быстрое перемещение посетителей внутри здания, согласно их пожеланиям и целям посещения здания.

Атриумы пронизывают вертикально три этажа. Стеклянные купола обеспечивают проникновение естественного света в торговые галереи и придают ощущение воздушности и легкости зданию. Для максимально экономически выгодного положения горизонтальные связи проложены в «теле» здания, образуя вокруг себя сектор нарезанных пропорционально площадей для разных функций, секторов торговли и развлечения.
На третьем этаже находится эксплуатируемая кровля, которая может быть использована в качестве зоны отдыха арендаторам и посетителям, что добавляет интереса арендным площадям. Ограждающие конструкции здания выполнены из стекла, что придает ажурность, легкость и лаконичность интерьерам.

Подробное описание и фотографии интерьера торгового центра “Азовский”.

фирменный цвет, шахта эскалатора

Автор:



уже 8 мнений на тему “Проект торгового центра Азовский: задача и решение”


  1. Vadim says:

    Какой ужос!
    Как в начале 90-хх сказали новым манагерам, что синий цвет есть солидность, так до сих пор его вПиХиВаЮт где только можно…

  2. Кот says:

    Советский конструктивизм в сочетании с ангарным дизайном! Уауу! Некоторым, если не большей части, нельзя доверять проектирование никаких крупных объектов, кроме, скажем, амбаров под сельско-хозяйственные нужды! Этот проект даже на 1 балл не тянет! Позорище: сочетание простейших форм стандартной расцветки из 3д-макса с уродливыми металло-конструкциями, ячеистыми потолками и, тут же, непонятно откуда, приклеенными облицовочными панелями из керамогранита, о фасадной части вообще говорить нечего – это реальный позор всему дизанерско-архитектурному сообществу РФ. Это даже не ужос – это пыпец! На помойку таких дизигнеров!

  3. yury says:

    зато паркинг красивый

  4. Shu says:

    Юрий, прав, как всегда рџ™‚ И вообще, если не только картинки смотреть, а прочитать хоть несколько строк, станет понятно, что Дмитрий Яковлев не проектировал здание, а занимался интерьерами, по возможности вытягивая все остальное!

  5. yury says:

    Спасибо Shu)
    эскалатор красный тоже круто выглядит, на фотографии по крайней мере.

  6. Vadim says:

    Простите за невежество и нетерпеливость, но увидев вверху три фотографии с уродливыми пропорциями и мерзкий синий цвет (в данном контексте решений фасадов) меня чуть не стошнило и быстро проведя пальцем по сенсорной мышке я стремглав отправился вниз поста, чтобы написать несколько грубокритических слов!
    В мелькании дальнейших фото удалось разгадать только красные и зелёные всполохи цвета, что к сожалению не вызвало никакого любопытства, а наоборот повысило чувство отвращения… рџ™‚
    Однако заглянув сегодня после оставленных комментариев блогочитателей и внимательно прочитав статью хочу отметить действительно замечательный труд уважаемого господина Яковлева!
    Респект и уважуха аффтару :)))))

  7. Shu says:

    Вадим:)) рада, что разобрался: Дмитрий, в самом деле очень вдумчиво подошел к решению задачи. А открытые цвета в данном случае, по-моему, оправданны: зеленый и красный – это резко, но лаконично и полезно для навигации.

  8. Кот says:

    По идее, если брать глобально, чтобы создать дизайн-среду, надо было, для начала, сравнять с землей постройку, а потом уже браться за концептуальное проектирование интерьеров и экстерьеров заодно, а не наоборот – приравниваться к безфкусию, подтягивать, подсглаживать. После такого смешно слушать, как кто-то говорит о сохранении эстетического облика города (им тут и не пахнет), об ответственности художника (архитектора, в данном случае) за свое творение. Деньги, конечно, всему голова сегодня, но не до такой же степени? Попробовали бы где-нть в Лондоне только предложить к постройке такое чудовище -…)) Тошняк, господа!&(

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про российская архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта