Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Евгений Подгорнов: то, чего не может быть

Программа завершившейся биеннальной выставки “Архитектура Петербурга” 2022 включала самопрезентации некоторых входящих в ОАМ мастерских. Одним из самых интересных, по словам очевидцев, стало выступление Евгения Подгорнова, работы которого всегда отличаются архитектурной смелостью, не вполне характерной для маститых зодчих нашего города.

архитектор Евгений Подгорнов на биеннале


Лидер мастерской ИНТЕРКОЛУМНИУМ на этот раз представил публике исключительно нереализованные проекты. Сам зодчий рассказал об этом так: “«Мы впервые познакомили посетителей с проектами, которых уже никогда никто не увидит, в этом смысле биеннале стала единственным местом их краткосрочной славы. Они легли на полку, покрылись пылью времен, но не утратили значения и даже актуальности”.

Можно сказать, что это оптимальное решение: с одной стороны, сильные, хоть и не воплощённые в жизнь проекты представляют живой интерес для людей, далёких от архитектурной кухни. С другой – такая демонстрация, в принципе, может зацепить внимание потенциального заказчика, что полезно для коммерческого архитектора, практически не трудившегося на государство. И, наконец, как признался Подгорнов в личной беседе, отдельные клиенты не позволили ему показать текущие проекты – хотя бы для того, чтобы не сглазить, а старым это уж точно не грозит.

проект храма Святых жён мироносиц
проект храма Святых Жён Мироносиц

Вообще, несбыточность замыслов Подгорнова – оборотная сторона достоинств его архитектуры, слишком яркой, чтобы остаться незамеченной, что опасно в ситуации социальной напряжённости и не только. Так случилось с большим, но по-петербургски стройным и даже элегантным храмом Святых Жен Мироносиц, который собирались построить в парке Малиновка. Жители вмешались и заставили чиновников перенести постройку в другое место – на улицу Передовиков, что к лучшему для парка, хотя замысел всё же жаль, особенно на фоне церковных строений, распространившихся в городе на Неве за последние 20 лет.

Апраксин двор с Фонтанки, проект Intercolomnium
А конкурсные проекты мастерской отличались размахом, смущавшим даже в жирные годы – взять хотя бы стеклянный квартал над постройками Апраксина двора.

И зря. Реализованные знаковые объекты и сотрудничество Подгорнова с девелоперами в жилом секторе доказали, что он умеет проектировать в прагматических рамках, создавая при этом притягательную современную архитектуру, без которой Петербург окончательно впадёт в глухой провинционализм.

Музей воды, архитектор Евгений Подгорнов
Музей воды, реализованный в Петербурге по проекту Intercolumnium, заказчик – Водканал

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про выставка

Еще про российская архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта