»скусство выставки п€того измерени€

¬ ћузее јнны јхматовой в ‘онтанном ƒоме открыта выставка “јнна јхматова. ћихаил Ѕулгаков. ѕ€тое измерение”, посв€щЄнна€ бесценному искусству, сплавленному с документами и людьми в инсталл€цию, где коммунальный хронос и социалистический танатос бредут по п€там за живучими творцами.

выставка Ђјнна јхматова. ћихаил Ѕулгаковї


ƒиректор музе€ јнна —околова откровенно рассказывает о том, что экспозици€, построенна€ на идее Ћеонида  опылова, приобрела нынешнюю форму благодар€ художественному решению —ерге€ ѕадалко*, поместившему јхматову и Ѕулгакова в квартиру, ничуть не похожую на киевскую обитель “урбиных и ничем не выдающую сходство с “нехорошей квартирой” из знаменитого романа.

«десь нет абажура, очерчивающего магический круг над обеденным столом, и нет признаков изолированного московского благополучи€. «десь всЄ – прокл€тие или благодать ленинградской коммуналки, символизирующей врем€, в которое попали поколени€, заставшие кризисы царской –оссии, череду не принос€щих свободы революций и беспощадные войны.

»ерархи€ экспонатов, среди которых есть и портрет јхматовой работы ћодиль€ни, и небольша€ стату€ —талина работы знаменитого советского скульптора “омского, и узенькие саночки, на которых каталс€ маленький ЋЄва √умилЄв, зависит от субъективного воспри€ти€, они специально сгруппированы так, чтобы не затмевать друг друга.

ѕ€тое измерение – творчество, единственна€ ипостась, которую јхматова и Ѕулгаков стремились экспонировать. Ќо им досталась многокомнатна€ квартира, где есть былое, пронизанное тревожным предчувствием будущего, и есть это будущее, которое тоже давно уже прошло и, казалось бы, навсегда кончилось. Ќо нет.

Ќазванные и неназванные поимЄнно люди, причудливые и жестокие советские процедуры, изображени€, запечатлевшие ћоскву и Ћенинград, какими их видели герои выставки, плам€, которое не очищает, но маркирует уничтожение, и сохранившиес€ в стекл€нных банках-капсулах черновики отделены друг от друга стенами комнат, как кадры фильма, который предстоит смонтировать зрител€м.

Ётот эффект – безусловна€ заслуга художника, превратившего музейное пространство в территорию пр€мого действи€ искусства. ѕадалко привнЄс в экспозицию собственную эстетику, проникнутую реминисценци€ми русского классического искусства, так что на полусгоревшую дверь ложитс€ отсвет зарева, охватившего небеса в последний день ѕомпеи. ћы знаем, что никто не спасЄтс€, что рукописи гор€т, что великие творцы склон€ютс€ перед бесплодными тиранами, которые умеют и люб€т брать заложников.

Ќо это знание не имеет никакого значени€ в творческом измерении, исключительно воврем€ представленном в ‘онтанном доме.

*—ергей ѕадалко – архитектор, один из основателей и бессменный лидер архитектурной мастерской ¬итрувий и сыновь€.

јвтор:


целых 2 комментари€ (ев) к публикации “»скусство выставки п€того измерени€”

  1. 2

    Natalia Shustrova высказалс€(лась)так:


    —пасибо за отзыв, јнастаси€, и прошу прощени€ за ошибку.

  2. 1

    јнастаси€ ќзерска€ высказалс€(лась)так:


     оллеги, от лица музе€ хочу поблагодарить за прекрасный текст о выставке! ≈динственноа€ просьба – исправьте, пожалуйста, опечатку. “Ёкспозици€, построенна€ на идее Ќикола€  опылова” – нашего соавтора зовут Ћеонид  опылов. —пасибо!

ќставить комментарий


≈ще про выставка

≈ще про культура


поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта