Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Вклад в в открытый Космос

Сегодня, в День космонавтики, после многолетней реставрации официально открывается павильон “Космос”. Над архитектурной подсветкой объекта, как ни странно, работали отечественные специалисты Илья Устименко и Дмитрий Носов (компания The Light). Вот их рассказ от первого лица.

The Light - групповое фото


“На ВДНХ не найдётся павильона с простой судьбой. Как и многие здания выставки, “Космос” менял свое предназначение: изначально он был построен для экспозиции по механизации сельского хозяйства. Как и многие строения, он менял свой внешний вид: стеклянный купол был пристроен вместе с двухэтажным залом во время послевоенной реконструкции. Как и другие здания, “Космос” со временем потерял ряд уникальных деталей, и внутренние панно частично восстановили только сейчас.

архитектурная подсветка павильона Космос на ВДНХ

Поэтому и работа по реконструкции павильонов ВДНХ не может быть простой. Любое вмешательство требует баланса между современными нормами и тем, что задумывалось архитектором изначально. Прибавьте сюда сжатые сроки, множество специфических расчетов и строгость государственных требований ⏤ и задача архитектора становится такой объемной, что ее часть просто необходимо поручать подрядчикам.

проектный чертёж реконструируемого павильона Космос

В проекте мы выступили как раз такими подрядчиками по проектированию и монтажу архитектурной подсветки здания. Нашей задачей было помочь архитекторам проекта спланировать, рассчитать, согласовать, смонтировать и снова согласовать всё, что связано с внешним освещением. Попутно удалось решить несколько задач, которые обычно архитекторам приходится решать в одиночку.

Главное в нашей работе ⏤ комфорт посетителей не только павильона, но и всего комплекса ВДНХ. Павильон Космос расположен в самом конце главной аллеи и является центром архитектурной композиции. По этому павильону посетители ВДНХ ориентируются на местности. Этот факт и лег в основу концептуальной работы над подсветкой здания.

Итак, подсветка должна сделать здание узнаваемым в темноте, а значит, его архитектурные особенности ⏤ купол и фасад с барельефами, смотрящий на аллею ⏤ должны быть в центре внимания. Что дальше?

Светорасчеты помогают не только визуализировать разработанную концепцию, но и понять, соблюдены ли нормы освещенности, а ещё – понять, что можно улучшить на этапе реализации.

Например, в павильон “Космос” пришлось организовать производство светильников в России. Причин для этого было несколько. Во-первых, конечно, всем известно, что при реализации государственных объектов решение обычно принимается в пользу российских производств. Но можно ли извлечь другие плюсы? Для нас было важно, что локализация сборки позволяет вносить улучшения, которые не предусмотрены типовой конструкцией, но просто необходимы в российских условиях эксплуатации. Например, изменение кабельных вводов для улучшения герметичности, удлинение кронштейнов светильников, что позволило более выгодно подсветить барельефы. При этом большая часть комплектующих покупалась в Европе, а сборка организована на месте и под проект.

Другая интересная деталь: на этапе проектирования можно заложить несколько сценариев подсветки – возможность включить все светильники буквально одной кнопкой или сделать несколько настроек для разных мероприятий ⏤ современные системы управления позволяют предусмотреть и то, и другое. Поводом может быть как художественный замысел, так и банальная экономия электроэнергии.

фрагмент фасада павильона Космос с подсветкой

После утверждения всех расчетов и получения новых светильников идёт монтаж всего оборудования. И здесь нужно вновь придерживаться общей идеи: минимум вмешательства в структуры здания. Минимум проколов фасада и минимум точек крепления ⏤ иначе заказчик просто не примет работу.

Около полутора лет работы – и всё закончилось удачно. Удалось соблюсти равновесие между устройством нового современного музейного здания и воссозданием исторической работы. Павильон после реконструкции открывается сегодня, в нём разместился научно-музейный центр «Космонавтика и авиация». Снаружи здание действительно впечатляет, обязательно посмотрите на него в темноте!

фасад павильона Космос с архитектурной подсветкой

Безусловно, работа с памятниками архитектуры самая сложная, но и самая интересная. Здесь есть место как творческому осмыслению, так и решению инженерных задач. Но в первую очередь для нас важно то, какие задачи решает проектировщик. У нас в России сложилась такая структура работ: именно архитектор берет на себя формулировку главной задачи, а все подрядчики ⏤ руки, которые эти задачи выполняют. И здесь главное для всех участников работ ⏤ задачу архитектора понять, принять и поставить высшим приоритетом.

В павильоне “Космос” задача состояла в бережном восстановлении и техническом осовременивании и без того совершенного здания. Сейчас мы уже делаем подсветку павильона “Культура”, и это совершенно другая история”…

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про lighting design

Еще про инженерное искусство

Еще про Москва

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта