Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Пространство Тевьяна

“На втором плане всё должно отличаться по тону”, – произнёс один профессиональный художник, рассматривая вместе со мной акварель Аркадия Тевьяна на его посмертной персональной выставке. Уверена, что Тевьян знал это школьное правило, как и множество других: именно излишние познания часто мешают архитекторам заниматься искусством.

акварель озеро, Аркадий Тевьян


А Тевьян с годами стал более отзывчив к шуткам, которые играет с нами время, тасующее планы и приближающее к глазам далёкие сюжеты. От этого его акварели только выиграли, поскольку технически он и так справлялся. И маленькие северные пейзажи в рамках отдельно взятой судьбы в конце концов стали вровень с построенными в нашем городе домами, а может быть, даже заслонили их.

зимний пейзаж, Аркадий Тевьян

стройка, акварель, Аркадий Тевьян Экспозицию в Доме архитектора на Большой Морской организовал племянник Аркадия Шаэновича, архитектор Игорь Фирсов. На вернисаже почти не было посторонних, и никто публично не говорил об акварелях, потому что в глазах друзей и учеников Аркадий Тевьян затмил всё, что ему удалось сделать.

северный пейзаж, Аркадий Тевьян

Аркадий Шаэнович Тевьян

28 апреля 1927 года в городе Баку Азербайджанской республики (ныне страна Азербайджан) в семье инженера экономиста Шаэна Аркадьевича Тевьяна родился мальчик, которого назвали по традиции в этой семье Аркадием в честь деда – Аркадия Шаэновича. Отец Аркадия, ровесник века (родился в 1900 году) был участником бурных событий на Кавказе. Вступив в ряды 11 Красной Армии, участвовал в освобождении Кавказа. В 1922 году демобилизовался и был откомандирован для учёбы в Политехнический институт города Баку, где одновременно с учёбой начал работать в системе « Азнефть ».

В 1938 году семья Шаэна Аркадьевича вместе с семьями своих сестёр, Елены Аркадьевны и Анны Аркадьевны переезжают в Ленинград. А в 1941 году они вместе с предприятием, на котором работал Шаэн Аркадьевич уезжают в эвакуацию в город Казань. Здесь Аркадий учится в школе. Успешно занимается в балетном кружке, одновременно увлекается рисованием, которое любил с самого раннего детства и пока ещё не знает чему отдать предпочтение. В последний год эвакуации в автомобильной катастрофе погибает его мать Мария Марковна Тевьян (девичья фамилия Рябоконь). Аркадий поступает работать на завод. Работает слесарем и одновременно кончает вечернюю школу.

В 1945 году он с отцом возвращается в Ленинград и здесь вместе со своим другом Геннадием Брусенцевым усиленно готовиться поступать в «Художественное училище им. Мухиной» на живописный факультет. Они оба поступают и успешно заканчивают первый курс. И в это время в жизнь Аркадия вмешивается судьба. Он знакомится с архитектором, который в это время был ректором Академии Художеств официальное название «Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина ВАХ Виктором Федоровичем Твелькмейером и по его совету поступает на архитектурный факультет.

Знакомство с античным искусством превращается для Аркадия в настоящую любовь к античности, которую он пронес через всю жизнь. На первом курсе архитектурную композицию и начертательную геометрию преподавал профессор Сергей Яковлевич Турковский, который оказал огромное влияние на всю дальнейшую жизнь Аркадия. Окончив Академию Аркадий, стал его помощником, а в дальнейшем и заменил его. Преподавал Аркадий с удовольствием, любил студентов, легко находил с ними общий язык и заражал их своей любовью к античности.

Учиться на архитектурном факультете было очень интересно, и учились мы, в основном в самом здании Академии. Домой уходили только спать и отдохнуть, а перед подачей очередного задания иногда оставались работать и ночью. И вот однажды после бессонной ночи Аркадий, который не спал всю ночь, решил поспать на лекции. Он всегда носил очки и под них прицепил половинки шариков для пинг-понга, на которых он нарисовал глаза с ресницами. Сидя на первом ряду и глядя прямо на преподавателя, он заснул так крепко, что свалился к ужасу преподавателя прямо ему под ноги. На архитектурном факультете издавна был обычай устраивать «Традиционные вечера». Война прервала этот обычай.

Академия была эвакуирована в Среднюю Азию. Но к 1946 году вернулась в свое родное здание на Университетскую набережную рядом с Румянцевским садом. И в 1947 году эта традиция возобновилась. Подготовка к этому вечеру была очень серьезная. Нужны были и декорации и артисты. Аркадий успевал быть всюду. В «циркуле», (помещение вокруг круглого внутреннего двора Академии) устанавливались столы с угощением, за которые садились преподаватели архитектурного факультета, гости – архитекторы, кончившие архитектурный факультет ранее и студенты архитектурного факультета. Начинался вечер с переклички, с довоенных годов. Иногда после объявления года поднималось всего несколько человек. Но к нашему времени, закончивших академию ранее, становилось всё больше. После этого начиналось представление. И заканчивался вечер большим балом.

По сложившейся ранее традиции, статуи Аполлона и Венеры одевали в купальные костюмы и шапочки, и всем было очень весело. На танцы сбегались студенты с других факультетов, и бал разгорался в полную силу. На третьем курсе мы разошлись по мастерским, руководимым профессорами: Игорем Ивановичем Фоминым, Евгением Адольфовичем Левинсоном, Арменом Константиновичем Барутчевым и Сергеем Владимировичем Васильковским. Аркадий и я решили учиться у Барутчева. Годы учебы летели очень быстро. Незаметно мы закончили пятый курс. Предстояла преддипломная практика.

Группа студентов: Владимир Богданов, Владилен Пиркер, Аркадий Тевьян и я, Ирина Савельева поехали на практику в столицу Армении (тогда Армянская ССР) Ереван к архитектору, заслуженному деятелю искусств Армении Самвелу Аркадьевичу Сафаряну. Он в это время заканчивал и проектирование, и одновременно строительство здания правительства на центральной площади Еревана, частично построенной по проекту Народного архитектора Армении Александра Ивановича Таманяна. Впечатления от Армении были очень яркими и от очень шумного и темпераментного народа и от совсем другого стиля жизни.

Это был 1951 год. В магазинах, кинотеатрах и других общественных зданиях очереди из мужчин и женщин были раздельные. На улицах при встречах мужчины так громко кричали, что мне всё время казалось, вот вот начнется драка. А оказывалось, что встретились знакомые и просто поговорили. Архитекторы, с которыми мы работали, предупредили меня, что вечером ходить по улицам одной ни в коем случае нельзя, что мне было очень непривычно.

Но поездить и походить по Армении нам удалось. И увидеть и хорошо сохранившиеся храмы и полуразрушенные временем с невероятно красивой резьбой на камне на порталах храмов, на хачкарах, (памятники на могилах), на фонтанах, на питьевых фонтанчиках и на фасадах зданий. Как потом нам рассказали: этот камень, туф, очень мягкий и легко поддается обработке, а затеи он затвердевает и веками сохраняет нанесённую на него резьбу. В Ереване очень много зданий, облицованных этим камнем с красивой резьбой.

Удивительное впечатление произвела гора Арарат. Она видна из любой точки Армении. И меня поразил такой эффект: чем выше поднимаешься по горной дороге, тем всё выше и выше становится Арарат. Он растёт прямо на глазах. Самвелу Аркадьевичу очень понравилось, как работает Аркадий, и он пытался уговорить его не возвращаться в Ленинград, а остаться работать в Ереване. Но в Ленинграде нас ждала самая ответственная пора, работа над дипломами. Мы вернулись домой к началу занятий в Академии, и приступили к работе над дипломами.

Аркадий выбрал тему «Планировка и застройка хилых кварталов на проспекте имени И. В. Сталина со зданием гостиницы» и получил оценку отлично. Я защищала «Театр юных зрителей в Ленинграде» и тоже получила отлично. После защиты дипломов нам была предоставлена возможность выбора места работы. И Аркадий. и я решили работать в проектном институте Ленпроект, в будущем Ленниипроект. И началась трудовая рабочая пора со всеми сложностями, трудностями, радостями и огорчениями, короче трудовая жизнь.

И в это время у нас родился мальчик, которого Аркадий назвал Микаэль. И был он маленький просто Мика, но требовал внимания далеко не маленького. Работать Аркадий начал в мастерской Армена Константиновича Барутчева, у которого учился в Академии. С первого года работы он участвует как соавтор и автор в проектах жилых домов в районе Большой Охты. С 1955 года в составе авторского коллектива совместно с архитекторами А. К. Барутчевым и Ф. А. Гепнером проектирует и осуществляет авторский надзор за строительством зданий формирующих Красногвардейскую площадь, (в то время пл.Л. И. Брежнева.)

В первые годы работы в Ленпроекте Аркадий активно участвует в конкурсах в качестве автора или соавтора. Это проект въездной площади у Средней рогатки, проект крупнопанельного дома в Ленинграде, памятники на «Дороге жизни» в селе Кобона и Белая грива. В начале 60-х годов неожиданно умирает Армен Константинович и Аркадий уходит из его мастерской и переходит в мастерскую Леонида Сергеевича Катонина. Здесь он с увлечением начал проектировать “малые формы” – кафе, киоски, уличные фонари и другое. Под его руководством был выполнен проект подземного перехода на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы и связанную с этим реконструкцию первых этажей домов №№ 52 и 54 по Невскому проспекту.

В 1966 году Леонид Сергеевич получил заказ на проектирование интереснейшего объекта – “Дача К-2” на Каменном острове, на берегу Малой Невки. Это должна была быть резиденция для приёма высоких гостей города. Была создана бригада архитекторов под руководством Леонида Сергеевича. Аркадий в этой бригаде был главный архитектор проекта. Это был сказочный заказ. Вся бригада работала днём и ночью, чтобы уложиться в срок. Когда работа была закончена, проект был передан заказчику. Контролирующие городские власти были довольны. Но после непонятного авторам этого проекта, затянувшегося молчания стало известно, что дальнейшее проектирование передано архитектору А.В. Жуку. Для Аркадия это был такой удар, от которого он пришёл в себя очень не скоро.

Домой он приходил с работы совершенно безучастный, ложился на диван лицом вниз и так лежал до ночи. И вскоре он ушёл из Ленпроекта и занялся преподаванием. Преподавание он любил, любил студентов, легко находил с ними общий язык и взаимопонимание. Но проектирование все-таки его влечет больше чем одно преподавание. В 1968 году архитектор Сергей Борисович Сперанский пригласил его в свою мастерскую в проектном институте ЛенЗНИИЭП. Но преподавание Аркадий не бросил, совмещая его с работой в ЛенЗНИИЭПе. Здесь Аркадий с увлечением работает над проектом лабораторного корпуса предприятия «Красногвардеец».

Здание расположено на набережной Большой Невки. Поэтому особое внимание Аркадий уделил решению набережной, но это как раз и не было выполнено. В 1973 году судьба как бы сжалилась над ним, это был заказ на проект филиала гостиницы, а вернее дома приёма Военно-Морской базы на Каменном острове на берегу Большой Невки. Для Аркадия это был просто подарок судьбы. Он с головой ушел в эту работу. В этом проекте он был полновластным хозяином и наружного облика и внутреннего интерьера. Вместе с ним работал архитектор Валерий Зиновьевич Каплунов.

Вот что он вспоминает об этой работе: “Помню, что ещё до начала моей работы над этим объектом. У Аркадия Шаэновича были выполнены великолепные акварели: перспектива всего комплекса, интерьеры парадных помещений, зала приёмов, банкетного зала, подробнейшим образом разработаны все планы, разрезы, развертки стен. К работе А.Ш.Тевьян привлёк скульптора Е. К. Дмитриева – он выполнил барельефы русских флотоводцев, архитектора-художника Васильковского, который выполнил большие керамические вазы для зала приёмов Большая керамическая тарелка, его же работы украшала камин. Аркадий Шаэнович сам нарисовал большой камин и всю атрибутику к нему. А также ограждение галереи второго жилого этажа. Он рисовал в своем проекте всё до мелочей, двери, ручки, светильники, люстру. Очень много внимания уделил ландшафту.

Дом приёмов стоит на берегу Невы, но отделён от неё речкой, а ведь надо было к нему подъехать на адмиральском катере, поэтому появился новый мостик с чугунными перилами в духе лучших С.-Петербургских традиций. Главный парадный зал обращён в сторону пруда и появляется лестница, ведущая к пруду и огромный витраж, раскрывающий вид на этот пруд. Терраса банкетного зала, обращённая в сторону Невки, и окружающий ландшафт органически входят в интерьер здания. Сложность решения всех проблем заключалась еще и в том, что существовали строгие ограничения: нельзя было выступить за фундаменты стоящей когда-то на этом месте дачи жены Елисеева. Очень большое количество времени Аркадий Шаэнович уделял всем вопросам, связанным с инженерным обеспечением этого объекта, как в процессе проектирования, так и на стройке“.

С 1975 года начинается новый этап в жизни Аркадия. В это время он становится начальником мастерской (отделом) №6 и целиком отдается проектированию первой очереди застройки нового города Надыма. Часто ездит в Надым и Уренгой. Север поразил его своим величием и красотой. И Надым, и Уренгой расположены почти у Северного полярного круга. Ему удалось полетать над тундрой на вертолёте и впечатление от необозримого простора и красоты, особенно осенью, когда ягель становится красным, произвели на него незабываемое впечатление. Несмотря на то, что он родился на Юге, он полюбил Север и до конца жизни занимался проектированием, связанным с этими городами.

Работе в институте ЛенЗНИИЭП Аркадий Шаэнович отдавал все свои силы, работать он любил всегда. В марте 1981 года он награждается орденом “знак почета”. С 1982 года в связи с реконструкцией института и по состоянию здоровья он занимает должность главного архитектора проекта. Начальником отдела становится Валерий Зиновьевич Каплунов, с которым его связывала давняя дружба и многолетняя совместная работа. В декабре 1984 года в залах “Дома архитектора” открылась выставка работ А.Ш. Тевьяна, которая прошла с большим успехом. Очень много было восхищенных отзывов. И сегодня, просматривая его “задумки”, становится понятно, что именно эти миниатюрные зарисовки были основой для его акварелей в более крупном масштабе.

Они позволили ему воссоздавать всё виденное ранее. До конца жизни Аркадий продолжал работать над проектами застройки северных городов Надыма и Уренгоя, а также не бросал преподавания в Академии. Он ушел из жизни 24 февраля 1994 года, не сделав многого из того, что было им задумано. И сегодня я вижу его, сидящего за столом с кисточкой или карандашом в руке над очередной “задумкой”.

И. Тевьян 2010г.

Автор:



уже 6 мнений на тему “Пространство Тевьяна”


  1. Игорь says:

    Спасибо, Наташа, за статью!

  2. Татьяна says:

    Мой учитель…. Мы так его любили!
    Спасибо ему

  3. Наталья says:

    Спасибо Шаэновичу, что он был, что мы с ним общались… Спасибо за статью. Хочу исправить неточность: причиной ухода А.Ш. от Барутчева была не смерть Армена Константиновича. А.К. умер после 1975 года.
    В 1983-84 мне (аспирантке)посчастливилось быть ассистентом А.Ш. на 1 и 2 курсах арх. ф-та. Мне кажется, что в 80-х в профессиональной жизни А.Ш. происходили события, не отраженные в статье.

  4. Natalia Shustrova says:

    Татьяна и Наталья, огромное спасибо за отклик. Я хочу также призвать Вас и всех остальных, не стесняясь, дополнять и исправлять эту публикацию ( и другие, кстати, тоже). Думаю, очень важно представить Тевьяна во всей полноте его личности и биографии.

  5. Игорь Борисович says:

    Аркадий Шаэнович во второй половине 1950-х преподавал в Архитектурном техникуме на Соляном пер.,13 (потом на Моховой,8) и был нашим любимым преподавателем, потрясавшим нас своей архитектурной графикой и своим лёгким и общительным характером. То же и Академии. Вечная Ему ПАМЯТЬ! И.Ноах

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про выставка

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта