”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Ленинградский ар деко в работах Левинсона и Фомина

автор статьи © Юрий Курбатов, член-корреспондент РААСН, доктор архитектуры
Форма >направления >стили >ленинградский ар деко

"Первый Дом Ленсовета", построенный на набережной реки Карповки в 1932-1934 годах по проекту архитекторов Е.А. Левинсона и И.И. Фомина, стал для нас, студентов 50-х годов, одним из семи чудес света. Когда мы начали общаться с зарубежными архитекторами, старались показать, прежде всего, именно это чудо. Мы гордились тем, что у нас есть нечто, что может удивить и вызвать восторг.
Дом Ленсовета, архитекторы Левинсон и Фомин

Нам, молодым людям, стремившимся к минималисткой новизне, естественно, нравились, прежде всего, корбюзианские элементы здания: дуга центрального ризалита, его отрыв от земли в центре, острые по своей композиции открытые лестницы из монолитного железобетона... Авангард здесь доминировал, определял целое... В то же время композицию очень скромно дополняли неоклассические элементы, обусловленные идеологией сдвига в сторону неоклассики: упрощенный карниз: простенки между оконными проемами, повторяющими тектоники традиционной стены; капитель фонтана: декоративные элементы подпорной стены, ограждающие участок. Архитектура дома отражала переходный период от авангарда к неоклассике. Она сообщала инерцию создания архитектуры эволюционного характера.

Столь же значимыми н знаковыми на этом пути развития стали работы Е.А. Левинсона и И.И. Фомина, появившиеся в конце 1930-х голов, после директивной смены художественной ориентации советской архитектуры, обязавшей зодчих осваивать классическое наследие (1932 г.). Это, прежде всего, дом па Петровской набережной (1938-1941 гг.) и здания ансамбля Ивановской улицы на Щемиловке (1939-1941, в соавторстве с архитектором С. Евдокимовым).
жилой дом на Ивановской улице, архитекторы Левинсон и Фомин, 1939-1941, в соавторстве с архитектором С.Евдокимовым

жилой дом на Ивановской улице, архитекторы Левинсон и Фомин, 1939-1941, в соавторстве с архитектором С.Евдокимовым

В советской архитектуроведческой литературе эти здания были отнесены к неоклассике предвоениого периода. Вместе с тем, по своему художественному языку они являются оригинальной отечественной веткой международного стиля ар деко. Этот стиль удачно продолжал эволюционный путь развития архитектуры, его опыт постоянной интеграции новизны и накопленного опыта.
Он имел глубокие корни, в их формирование внесли свой вклад такие гиганты, как А.Гауди, Ф.Райт, О.Перре.

Конечно, причины создания отечественной версии ар деко в 1930-е годы были отличными от Запада. У нас его главным "вдохновителем" являлась идеология, определившая использование более понятного выразительного языка, способного отразить преимущества социалистического образа жизни. Главным стимулом развития этого стиля на Западе было желание жить красиво, используя из накопленного опыта все, что нравилось.

вертикальные лоджии на фасаде здания - новая ордерная система Левинсона и Фомина вертикальные лоджии на фасаде здания - новая ордерная система Левинсона и Фомина


Зданиям на Петровской набережной и в застройке Ивановской улицы Е.А. Левинсон и И.И. Фомин вернули мускулистость, идущую от традиции каменной кладки. Их фасады организованы с помощью различных вариантов нового монументального ордера. В центральном корпусе здания на Петровской набережной это 12 граненых пилонов, несущих геометризованные архитрав, фриз и карниз. За пилонами - лоджии с традиционной стеной, прорезанной проемами. В зданиях на Ивановской улице ордером оформлены геометризованные портики в верхних этажах и вертикальные лоджии над ними. Декоративность, столь любимая ар деко, реализована с помощью скромного и весьма уместного орнамента.фрагмент фасада жилого здания на Ивановской улице, архитекторы Левинсон и Фомин.

фрагмент фасада жилого здания на Ивановской улице, архитекторы Левинсон и ФоминКонечно, особые художественные функции здесь выполняет новый ордер. Учитель Левинсона и Фомина, академик архитектуры П.А. Фомин в своем стремлении сблизить творческие концепции неоклассики и авангарда еще в 20-е годы переходит к "реконструкции" классического ордера. Этот эволюционный путь можно обозначить метафорами академика от "красной дорики" к "пролетарской дорике". В те же годы И.А. Фомин утверждал: "Надо сделать шаг назад, чтобы потом смело идти вперед".


То, что сделали в 1930-е годы его талантливые ученики, было продолжением работ И.А. Фомина. Следует отметить, что объем привычного и новизны, их диалектическая связь в работах учеников И.А. Фомина стали полноценным ресурсом индивидуализации формы, выражением не только того, что требует идеология, но и того, что хочется авторам. Это стало возможным, в том числе, по причине особых условий, сложившихся в этот переходный период. Метод социалистического реализма, который был провозглашен в 1932 году как творческий метод советского искусства, в том числе и архитектуры, носил столь общий характер, что унифицировать формы использования наследия, опираясь одновременно на достижения современной строительной техники, было невозможно. Поэтому появился шанс для плюрализма поисков. И талантливые ленинградские мастера Левинсон и Фомин блистательно реализовали эти возможности.

Названные шедевры Ленинградской версии ар деко отличаются некоторой вариантностью в своей стилистике. В "Первом доме на Карповке", как мы отмечали, господствует авангард, подчинивший себе элементы неоклассики. В доме на Петровской набережной доминирует имперский неоклассицизм, его торжественная монументальность и величие, отражающие амбиции страны Советов. В домах на Ивановской улице взаимодействие словаря синтаксиса авангарда и неоклассицизма рождает более свободныи стиль, более уместный для массового жилья.

Но все эти работы - выдающийся опыт создания архитектуры интегрирующего типа XX века, продолжающей эволюционный путь ее развития, одинаково несовместимый как с копированием прошлого, так и с его полным отбрасыванием.

НАПРАВЛЕНИЯ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

автор статьи и фотографий здания на Ивановской улице и первого дома Ленсовета на Карповке ©Юрий Курбатов, статья написана специально для журнала "Форма", перепечатка запрещена.




Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru



ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления