Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Соборный спор

Все смешалось в нашей стране: вопросы, которые по идее должны решать специалисты, выносятся на интернет-голосование, а издавна считавшиеся прерогативой граждан, решаются без них, в заоблачной выси. Взять хотя бы реставрацию Казанского собора. Губят его или наоборот, продлевают фасаду жизнь, нипочем не скажешь, если не обременен глубокой профессиональной эрудицией. Впрочем, если обременен – тоже.

Казанский собор, исторический вид


И среди тех, кто считает, что пропитка импортным известковым составом погубит творение Воронихина, и среди их оппонентов – вполне компетентные люди. Неудивительно, что горожане в смятении. В такой ситуации Архиблог может всего-навсего ознакомить своих читателей с взаимоисключающими экспертными мнениями. Сергей Мишин высказался в социальной сети, а Дмитрий Лагутин прислал письмо.

Сергей Мишин, архитектор, руководитель мастерской “Архитектурное бюро Сергея Мишина (Studio Mishin architectural bureau)”, в прошлом работавший в Эрмитаже:
“Это обычное в реставрации дело – нанесение на камень известкового молочка. Делается это для для защиты камня от выветривания и для поновления, освежения его. Эта процедура использовалась еще в 18 веке, покрывались, например, аттиковые фигуры Зимнего Дворца, когда они еще были мраморными. Сейчас же, когда исчезла технология естественного гашения извести в творильных ямах, используют готовые реставрационные смеси.
Работы эти ведет Марк Иванович Коляда, гуру отечественной реставрации, а бучу эту поднял архитектор, который, не обинуясь, водрузил мансарду на монферрановский дом со львами. Был бы у нас в городе Палладио, и на него бы водрузил.”

Дмитрий Лагутин, президент Фонда возрождения архитектурного облика русских городов:
Сейчас, в 2015, как и в 2011, в КГИОП рассказывают сказку по “волшебное молочко”. В 2011 году заместитель председателя КГИОП Комлев успокаивал, что в результате химических реакций через год после покраски “вернется естественная фактура камня”. Не вернулась. К 2015 году произошло другое – краска стала отваливаться (лохмотья краски особенно хорошо видны на балюстраде собора со стороны канала Грибоедова).
Как будто Коляда – Кощей бессмертный, ему 250 лет, и он видел, как Воронихин красил Казанский Собор. Тогда почему не покрыли известью Камеронову галерею? Архитектор Чарльз Камерон построил и не стал красить? Коляду не спросил.
Специалисты (профессор Булах А.Г. и профессор Маругин В.М.) проверили состояние фасадов в 2009 до “реставрации” и фасадов Казанского Собора после первого этапа “реставрации” в 2011 году. Итоговая оценка “реставрации” 2,59 из 5 по пятибальной шкале – см.
*Маругин В.М. “Численная оценка результатов обновления фасадов Казанского собора к 200-летнему юбилею”. СПб.: Союз-Дизайн, 2012. 179 с.
*Маругин В.М.,Исаченко В.Г., Булах А.Г. “Состояние фасадов Казанского собора в начале очередного ремонта и реставрации и обеспечение сохранности памятников культуры и истории”. СПб. Реликвия 2011. 94 с.”.

В цитатах не упомянут еще один, возможно, самый значимый, аргумент: первоочередные ремонтно-реставрационные работы на восточной колоннаде Казанского собора были оценены в 49,7 млн. рублей. Вокруг этой круглой суммы и разворачивается, на самом деле, битва.

Дмитрий Лагутин, в частности, утверждает, что победившая на тендере компания соревновалась сама с собой (у обеих допущенных фирм – один и тот же юридический адрес). Очень может быть – этим у нас никого не удивишь. Удивительно будет, если в случае отмены непрозрачного, по мнению эксперта, тендера, новый не будет подыгрывать теперь уже другой компании. С чего бы?

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про мнение

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта