Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Red Dot за средовой дизайн

У самой престижной в мире дизайнерской премии нет номинации “средовой дизайн”. Тем не менее в нынешнем году в категории “предметный дизайн” победил средовой объект: пространство в центре Копенгагена, преображенное силами датской мастерской BIG-BJARKE, которая занимается архитектурой и урбанистикой. К работе над завершенным в 2012 году проектом она подключила ландшафтных архитекторов из Topotek 1 и художников из группы Superflex. Культовые товары потеснились, чтобы первое место досталось общедоступной и бесплатной для горожан структуре, которой не владеют, но пользуются.

Красная площадь в городском парке Копенгагена


архитектурное проектирование, фото и описание парка © BIG

Городской парк Superkilen достался архитекторам после победы в конкурсе, объявленном муниципалитетом Копенгагена. В результате тут появились три зоны: “Красная площадь”, предназначенная для спортивных занятий, “Зеленый парк” – игровая площадка для детей и “Черный рынок” – место для пикников и общения.

Сами проектировщики рассказывают об этом так:

план городского парка«Когда нам предложили заняться растянувшимся на километр городским пространством, мы осознали, что тут нужно нечто большее, чем просто средовой дизайн. Это самый этнически разнообразный район в Дании: на небольшом пятачке живут представители 60 национальностей.

Проект должен был стать скорее инструментом интеграции, чем эстетическим упражнением в датском дизайне. Мы решили подойти к нему как к упражению на максимально высокую вовлеченность людей. Вместо того чтобы усреднять окружение, сообразуясь с заниженными запросами самых бедных слоев общества или выстраивать ее по известным заранее политкорректным лекалам, чтобы предотвратить общественное недовольство, мы использовали общественное участие как движущую силу проектирования, предоставляющую людям возможность свободно самовыражаться.
Мы попросили местных жителей предложить урбанистические элементы, характерные для их родных стран – на собраниях, через интернет, местные газеты и специальные почтовые ящики. Было бы странно, если бы лучшую скамейку, фонарь или сливную решетку в итоге предложили коренные датчане.

игровая зона в городском парке

велодорожка в городском паркеПревращая общественное обсуждение в общественное участие, мы выступали в роли кураторов, внедряющих в буквальном смысле слова дизайн “от равных и для равных”.
Пространство превратилась в городское сафари, путешествие по разнообразию урбанистических рукотворных мебельных форм со всего света: спортплощадка соединяет венецианские элементы с позаимствованными у площадок для тайского бокса, китайских танцполов и танцплощадок для дерзкого эстонского свинга.

горка для детей

Романтические сады 19 века давали посетителям возможность увидеть своими глазами то, что трудно было повидать в большом мире, где сложно путешествовать: китайскую пагоду или греческий храм. Парк Superkilen в Копегагене действует по-другому: он рисует портрет современной Дании как страны, где живет полмира ».

Городской парк за год существования завоевал кучу премий, архитектурных и дизайнерских. Прежде всего потому, что общественно продуктивную идею воплотили в жизнь классные профессионалы, сумевшие, не поступаясь принципами, зрительно и эстетически объединить разношерстные элементы. Современный средовой дизайн не обязан подстраиваться под вкусы публики, он должен учитывать ее реальные запросы.

Автор:



уже 29 мнений на тему “Red Dot за средовой дизайн”


  1. Anonymous says:

    И тут замотанные в чёрные тряпки…

  2. Natalia Shustrova says:

    Правда заключается в том, что сегодня мир выглядит именно так, а в обозримом будущем представители разных культур и народов будут жить еще теснее. Однако, если не поддаваться иррациональным страхам, мультикультурность может стать большим преимуществом. Средовой дизайн городского парка, собственно говоря, такую задачу и стремится решить.

  3. tra says:

    Пройдет лет 50 и вместо таких , радующих глаз свободой духа и креативностью парков, в Европе будут везде торчать минареты.

  4. Natalia Shustrova says:

    Очень сомневаюсь: не стоит сбрасывать со счета “разлагающее влияние” Запада и убывающую со временем пассионарность. Американцы в свое время тоже опасались, что наплыв необразованных и нищих ирландцев приведет к тому, что на каждом углу будет католический храм:) Однако обошлось.

  5. Александр says:

    Идёт процесс вытеснения более сильными духом нациями более слабых .Идёт замена населения. Этот процесс в США, ЕС и России не остановить.( процесс вырождения белой нации) Всё остальное ширма.

  6. Александр says:

    В США, ЕС и России идёт процесс замещения национального состава населениям. Мультикультурность и т. д. это ширма, а Косово- это реальность.

  7. Александр says:

    За последний год в архитектурных журналах напечатано с десяток проектов переустройства христианских храмов в ЕС под жильё , библиотеки и т. д. А количество мечетей и диаспор ( живущих по своим законам , как государство в государстве) растёт.

  8. Natalia Shustrova says:

    Александр, история показывает, что процессы могут менять направление: в Испании в свое время мечетей было построено очень много, однако она отстояла независимость. Количественное преобладание -еще не все. Ему можно противопоставить качество. При желании.

  9. Александр says:

    Интересно, как меньшинство может отстоять независимость? Затормозить процесс на время может( если очень захочет).

  10. Natalia Shustrova says:

    Добрым словом и кольтом:)) Шучу, конечно. Мне кажется, все упирается не в скорость размножения, а в силу культуры и экономики. В США укоренившиеся испаноговорящие считают себя американцами,гордятся этим, отмечают местные праздники и растят двуязычных детей. Через пару поколений они уже – американцы с латиноамериканскими корнями. Грубо говоря, по мере ассимиляции религиозность у большинства слабеет до безопасного уровня. Но этим нужно заниматься. Я приведу бытовой пример: в 90е годы на Гражданке на каждом шагу люди (украинцы, предположительно) лузгали семечки и плевали на асфальт. Через несколько лет обвыкшиеся перестали плевать, потому что остальные так не делали.

  11. Александр says:

    Привычки и национальные особенности – вещи разные( про семечки) Испания не является благополучной страной для проживания.( своё коренное молодое население уезжает). Уничтожение национальных культур происходит в связи с уменьшением носителей, отсутствием альтернативы ослаблению веры и заменой эрзац культурой ( массовой популярной).

  12. Александр says:

    История России- это история уничтожения национальных культур народов её населяющих. Навязывание новой религии и выдуманной универсальной Русской культуры, преследование инакомыслящих и уничтожение населения привело к нынешнему печальному итогу. Теперь новая бредовая идея – “национальные скрепы”. Цель- сохранение нынешнего ” средневекового” по отношению к гражданину государства.

  13. Natalia Shustrova says:

    Александр, насчет цели и бредовых “скреп” -абсолютно согласна, а вот история Росии, если судить о ней по законам времени, не выделяется в худшую сторону на общем фоне. И даже напротив, мне кажется, что в Российской империи была вполне продуманная и не слишком жестокая национальная политика.
    Опять же я возлагаю надежды именно на массовую, эрзац-культуру: она скорее, чем настоящая, приведет людей к общему знаменателю. Гамбургер, если смотреть правде в глаза,в этой ситуации может сделать больше, чем высокое искусство.

  14. Александр says:

    К сожалению Россия выделяется количеством войн, в которых участвовала, количеством революций и бунтов, количеством исходов и вынужденных переселений жителей, уничтожением образности языка, бесконечным переписыванием своей истории и уничтожением памятников истории и культуры, изведением класса людей , работающих на земле и составляющих основу государства , неуважением к чужому труду и жаждой халявы . Массовая эрзац -культура может привести только к обществу без этических и моральных принципов- обществу денежных знаков.( фантиков).

  15. Е. Чемёркин says:

    Эта женщина в чадре отлично вписывается в чёрную пластику объекта. Очень симптоматично. Думаю, что и минареты в Европе будут выполнены в авангардных формах. Взаимное проникновение культур, особенно в условиях разнузданной толерантности. Культура яркая, живая субстанция и тускнеет она в условиях нравтсвенной слепоты современников.

  16. Natalia Shustrova says:

    Евгений! Вы, как всегда, эстетически правы:) Фотография, на мой взгляд, как раз обыгрывает формальную и внутреннюю связь между человеком и средовым объектом.Тут про гармонию речь, а она местами мощнее геополитики.

  17. Е. Чемёркин says:

    Благодарю Наталья! А какой красивый получился объект. Вам не кажется?

  18. Natalia Shustrova says:

    Еще как кажется рџ™‚ Вообще площадь прекрасна с разных точек зрения. Да, немного грустно, что пока не у нас, но я прямо-таки испытываю гордость за авторов, хотя никакого отношения к ним не имею.

  19. Александр says:

    Прочитал работу Никос А. Салингарос
    “Антиархитектура
    и
    деконструкция”. После этого взглянул на эту работу. Вывод- не всё так однозначно не только с архитектурой но и с средой старых городов.( сказка про голого короля)

  20. Natalia Shustrova says:

    Александр, я к сожалению, не читала, так что в контексте “Архитектуры и деконструкции” предметно обсуждать не могу. А то, что решение площади контекстуально во всех смыслах, не вызывает у меня ни малейшего сомнения: это не панацея и даже не рецепт. Тем не менее общечеловеческое значение имеет сам подход и поиск подхода, построенного на балансе интересов города, жителей и архитектуры, по-моему.

  21. Александр says:

    Тысячи метров мёртвого покрытия- это не для людей. Люди тут как редкие деревья, чужие.

  22. Natalia Shustrova says:

    Я -горожанка до мозга костей, и лично меня это в данном случае совсем не смущает :). Покрытие и редкие деревья, по-моему, здесь уместнее, чем травка и густая листва: это транзитная зона, место для игр и общения, а не для уединененного контакта с природой.

  23. Е. Чемёркин says:

    В этом пространстве человек и актёр и зритель. На это настраивает подчёркнутая, профессионально выполненная декоративность его, стимулирующая игру. Нельзя основывать свои оценки на выводах единичных авторов.

  24. Александр says:

    У каждого своя вера. Вопрос на чём она основана. Плохо, если только на желании удивить.

  25. Natalia Shustrova says:

    Здесь, по-моему, первым делом желание порадовать и примирить, а удивить -скорее, одна из техник, потому что радость и удивление часто идут рука об руку:)

  26. Александр says:

    Ложная идея мультикультурности( тем более при наличии двойных стандартов) порождает ложные градостроительные идеи. Несмотря на огромные вложения в пропаганду( это касается и конкурсов) идея с треском провалилась.

  27. Natalia Shustrova says:

    Полагаю, вечных идей не существует, и тот факт, что они перестают работать в определенный момент и в определенных условиях, не означает, что они были ложными. Классический пример – идея гуманизма, которая при нацистах многим показалась нежизнеспособной. Национальные идеи тоже, кстати говоря, периодически проваливаются с треском. Однако идеи имеют свойство возрождаться и даже иногда -успешно воплощаться в жизнь на новом витке развития цивилизации. Падение с колокольни не ставит крест на концепции полета рџ™‚

  28. Александр says:

    Уточняю . Вопрос в цели идеи . Отбросить развитие цивилизации назад, направить в определённом ( выгодном ) направлении, ограничивающем духовное развитие, или в поиске гармонии духовного и материального развития ( вечная идея).

  29. Natalia Shustrova says:

    Я не адепт мультикультурности, поскольку американская модель “котла” кажется мне более практичной и реализуемой, однако не вижу в мультикультурализме стремления ограничить духовное развитие. Это, вроде, тоже поиск гармонии.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про градостроительство

Еще про дизайн

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта