Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Современная церковь Boa Nova в Португалии

Фотографии церкви ©Joao Morgado, описание ©Roseta Vaz Monteiro
Здание церкви – всегда попытка высказать неизъяснимое, редкая, потому что наша культура боится смерти, болезненная, потому что среди предшественников гении и вдвойне интересная, если используется современный архитектурный язык. Который может шокировать, как в Boa Nova, только что построенной в португальском городе Estoril.

церковь Boa Nova, вид на корпус с крестом


Всякий храм – вектор, но хороший новый -еще и тренд, выявляющий духовные, социальные и архитектурные приоритеты. Как сотканная из света церковь пресвятого сердца или демократичная во всем часовня Цумтора. Мы видим в них последовательность, которой, по мнению многих, не хватает проекту православного центра в Париже, балансирующему между временами и образами. Boa Nova в последовательности не откажешь. Это, в первую очередь, общественное здание, монументальное, вместительное и открытое.

современная церковь в Португалии, вид со стороны внутренней площади

Кажется, о традиции здесь и речи нет. А на самом деле – есть, и об этом без обиняков расказывает автор, архитектор Розета Ваз Монтейро (Roseta Vaz Monteiro):
«Следуя по стопам творчества Бернини, Пиранези и Рашель Уайтрид, мы проектировали церковный неф, исходя из следующих принципов:

  • эллиптический план, создающий динамическое ощущение масштаба
  • внутренние своды, сводящие к минимуму дихотомию (раздвоение – Шу) стен и потолка
  • глубокие окна, зрительно отодвигающие наружное пространство и заливающие интерьер непрямым дневным светом

неф церкви Boa Nova, интерьер

дневное освещение, фрагмент интерьера нефасвод в интерьере церквивход в неф, интерьерный видНами двигало стремление достичь парадоксального превосходства бесплотной пустоты над материальным объектом. Сегодня, когда в стенах церкви есть люди, они пребывают в покое, основанном на динамическом равновесии, в котором чувствуется постоянное движение».

Автор:



уже 8 мнений на тему “Современная церковь Boa Nova в Португалии”


  1. Igor says:

    Церковь Вoa Nova в Португалии – явление естественное и выдающееся. Выдающееся потому, что храм представляет собой убедительное творение с точки зрения композиции всего ансамбля, эстетики архитектуры – проявившееся как в экстерьере так и в интерьере принципиально новое и смелое видение
    культовой архитектуры Это альтернатива слишком застоявшегося и банализировавшегося её виденья, которое, в конце концов, должно было вызвать протест. И оно вызвало. Мне кажется, это виденье, этот протест архитектурная общественность поймет и поддержит. Если мы представители новой архитектуры.

  2. Александр says:

    У каждой религии свои требования к зданию храма. Эмоциональные ощущения тоже разные. Насчёт новизны ощущений -сомневаюсь. Храм – это не просто общественное здание. На верхней фотографии церковь напоминает храмы периода функционализма. Радиальный зал храма довольно распространённый прием в архитектуре европейских церквей. В архитектуре православных храмов этот прием не применяется.(каноны) Если убрать церковные атрибуты, зал можно применить для заседаний или проведения конференций.( с образной стороны – это минус) По силе воздействия на человека готические храмы, на мой взгляд, вне времени и конкуренции.

  3. JLinko says:

    Согласен, Саш, готика, несомнено интересна и (если можно так сказать) модна и по сей день. А про это здание можно говорить все что угодно, но церковью его назвать у меня язык не повернется. Этакий “титаник” с филармоническим залом.

  4. Alex Garber says:

    Как архитектор, посвятивший много времени изучению и построивший культовые сооружения, могу сказать, что главное – это связь проповедующего с прихожанами, а здесь она решена наилучшим способом. Пространство и атрибутика – понятие локальное, в каждой местности своё восприятие деталей. Главное-духовность архитектуры.

  5. JLinko says:

    Интересно, а я всегда считал, что главное – предназначение архитектуры и гармония ее с окружающим миром (как это и не банально), а выпячивание своего эго на передний план – это ,наверное, Вы считаете , духовность этого проекта? Я могу и проще сказать о внешности этого проекта – “поклонная гора” в Москве с некоторыми сглаженными формами. При том что тут явный дисбаланс (включая гармонию) интерьера и экстерьера.

  6. Igor says:

    В 1964 году нас, советских стажеров во Франции возили по стране, чтобы показать новые микрорайоны.В каждом микрорайоне наше внимание обратили внимание весьма эффектные костелы.В это время весьма модными были тонкие оболочки. Благодаря их применению сооружения костелов были самой невероятной архитектуры, что отражалось не только на архитектуре фасадов но и на экспрессивности интерьеров.Более того, их пластика активно способствовала авторскому определению архитектуры всего микрорайона микрорайона. Это был путь , по которому пошла католическая архитектура. Его не принимает православие и, конечно, эта концепция останется не воспринятой и не понятной. Я думаю, что отсюда и столь прохладная оценка храма в Португалии.

    Во время посещения одного из микрорайонных костелов( это было почти пятьдесят лет тому назад, но это на забывается)произошел такой случай. Мы зашли в храм. Изобретательно переплетенные его ограждающие тонкие оболочки по крайней мере на высоте 15 метров образовывали своеобразную щель, сквозь которую проникал свет. Был довольно пасмурный день. Болье чем пасмурно было внутри храма. Вдруг сквозь тучи пробивается световой луч.Причудливо прицельно он останавливается на висящем на белой стене черном распятии Христа. Буквально все затихают, очарованные неожиданным эффектом. В это время одна из участниц ( архитектор из латинамериканской страны) падает на колени, заламывает руки, явно истерезирует, теряет способность управлять своими чувствами. Происходит нечто удивительное. Лишь через некоторое время большая часть присутствующих была способна осознанно оценить присходящее, обратить внимание на коллегу. Всё произошедшее воспринималось как естественный случай, присущий роли храма.Тем не менее для всех это была- и остается- невероятно рельефная информация для размышления.
    Относительно готической архитектуры. Я также считаю, что это самая большая, правдивая и неповторимая архитектура. Но следует полагать , никто не думает, что она при всём при этом имеет шансы. Когда благодаря дигитализации, Ф.Гери пробивается новая “готика”?

  7. Александр says:

    История развивается по спирали. Может скоро появится новая архитектура, объединяющая новые технологии, и восприятие пространства с эмоциональным воздействием аналогичным воздействию готического храма. Но будет это только тогда, когда духовные ценности будут ценится обществом выше материальных.

  8. Е. Чемёркин says:

    Класс!

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про современная архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта