Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Дизайн интерьера и криватура

текст ©Юрий Пермяков, архитектор
Услуги в дизайне интерьера представлены невероятно широко, и уже давно наступил момент естественного падения уровня работ. В данном случае я не имею ввиду техническую сторону визуализации и эстетику чертежа, хотя и эта область сильно хромает. Тысячи людей, называющих себя дизайнерами, рады растворить естественное пространство обитания в искуственных атрибутах декоративизма. Речь идет об использовании ограниченного набора приемов для решения всего спектра поставленных задач.

Универсальные приемы бессмысленного оформления пространства любого назначения:

  • Подвесные многоуровневые потолки
  • Многоуровневые полы
  • Искусственные ниши в стенах
  • Стены, выровненные гипсокартоном.

Ни в коем случае это не значит, что использование любого из этих приемов абсурдно в принципе, тем не менее в 95% случаев псевдо-дизайнеры используют их для утверждения самих себя как специалистов и оправдания своей работы. Проблема кроется в нечистоплотности и банальном желании заработать. Эти приемы давно стали атрибутом евроремонта (само определение абсурдно) и мерилом проделанной над проектом работы.
Что же действительно важно и позволяет обратить внимание на суть проекта:


Пространство
Материалы
Логика

Пространство – основа, с которой работает настоящий дизайнер. В большинстве случаев наши квартиры обладают скудным пространством паралелепипедов, соединенных между собой коридорами или, в лучшем случае, холлом. Поэтому появляется довольно естественно желание сломать стены и расширить его, сделать более сложным и комплексным. Проблемы начинаются позже. Вся «криватура» в действительности обусловлена имитацией работы, цель которой – сделать «не так как было»Разрушив существующие перегородки, горе-дизайнер строит новые, но «посимпатичнее». На смену прямому углу приходят окружности, стены заворачиваются и позволяют заглядывать за угол. Однако это совершенно не вяжется со структурой самого здания, в котором этот интерьер находится. Вся «криватура» в действительности обусловлена имитацией работы, цель которой –  сделать «не так, как было».

Затем начинают «облагораживать» и оправдывать вновь созданную среду кривулинами на потолках и полах. Уже можно обосновать ненужные верхние уровни и лекальные границы между напольными материалами. В итоге получается веселенькая квартира, в которой все совсем не как прежде, а работа дизайнера кажется трудной и объемной. Но это лишь поверхностная сложность. В действительности такую работу можно сделать в считанные часы, так как подход давно уже стал стандартным, все переменные в нем отличаются лишь набором стилей: классический, хай тек, кантри, колониальный и т. д.

Хуже всего, что созданный таким образом интерьер безличен, он никак не отражает характер, интересы и образ жизни владельца, он отражает лишь клише, установившиеся на рынке.
Его рецепт: все углы скруглить, потолки по контуру опустить, натыкать точечных светильников, в ступень перепада засунуть неон.

Как же нормально подойти к работе? Нужно создать среду, естественно отражающую предъявляемые к ней индивидуальные функциональные требования и гармонирующую, а не противоречащую самому сооружению, его структуре, конструкциям и коммуникациям. В таком подходе (в отличие от предыдущего) уже нет универсального рецепта. Он требует умственной и технической работы, тесного сотрудничества заказчика и дизайнера, проработки вменяемых вариантов, а не всех без разбора.

Материал – средство выражения характера пространства и владельца. Основное качество материала — естественность, не только в его натуральности но и в применении. Самое абсурдное и любимое всеми занятие, которого я никогда не понимал — выравнивание стен гипсокартоном. Единственное обоснование данного процесса — легкость монтажа. В действительности же происходит подмена естественной стены искуственной, пустой внутри, не говоря уже о потере ее функциональности, общей площади и пространства. Менее болезненно выравнивание стены штукатуркой, но в ряде случаев это – та же маскировка. Ни один европеец не напряжется из-за неровностей поверхности стен и потолков. Ровность пола вполне обоснована, поэтому не вызывает нареканий.

Естественное качество материала — его природность. Безусловно лучшими здесь являются дерево, камень, металл и стекло в любых сочетаниях. Они должным образом воспринимаются мозгом и не вызывают диссонанса.
Особую неприязнь вызывают искусственные декоративные элементы, маскирующие объективную действительность, такие как полиуретановые молдинги, карнизы и камины.
Рецепт: все стены расширить на 10 см гипсокартоном, оштукатурить (на это, кстати, уходят тонны материала) и окантовать молдингами.
Итог: тот же стандартный безличный интерьерный шаблон.

Наилучший вариант, если это возможно, — оставить открытым конструктивный материал стены. В большинстве случаев это кирпич. Он обладает прекрасной текстурой, мягко вписывающейся в любую среду, легко красится и не боится повреждений (любые выбоины только добавят художественности). Если материал стены неприемлем возможны другие варианты, в каждом случае индивидуальные. Здесь необходима работа с человеком, для которого этот интерьер создается.

Логика – подход, обобщающий все факторы. Это целостное восприятие среды обитания, проделанной работы и потенциал дальнейшего существования интерьера. К сожалению большинство интерьеров осмыслению с точки зрения логики не поддаются. Они сотканы из сиюминутного желания заработать и существующих на рынке стереотипов. Самое распространенное заблуждение — выдергивать клочки вариантов из журнальных интерьеров. Дизайнер в этом случае избавляется от умственной работы, искусственно натягивая шаблон на действительность, а заказчик облачается в чужой образ существования, теряя индивидуальность.

Контакт должен быть двусторонним, только в этом случае результат станет логичным.

Автор:



уже 7 мнений на тему “Дизайн интерьера и криватура”


  1. Александр says:

    Жизнь- игра.
    Люди- актёры.
    Жилые интерьеры- декорации.
    Всё логично.

  2. yury says:

    бутафория в интерьере
    бутафория в эмоциях
    бутафория в жизни

  3. Александр says:

    Кто же тогда мастер?

    “Мастер”
    Смелость мастера: всё творимое им-неслыханная дерзость.
    Гордость мастера: всё содеянное им неповторимо.
    Радость мастера: все рождённое им способно жить.
    Участь мастера: всё увиденное им не все увидят.
    Горечь мастера: всё совершённое им несовершенно.
    Торжество мастера: он мастер.

    Автор Г. Алексеев.

  4. Igor says:

    Интерьер квартиры Адам и Ева эфектный – организация пространства, формы мебели, цветовое решение. Как на выставке. Сижу за компьютером, перед крупноразмерным изображением интерьера. И понял : не хочу жить на выставке.

  5. Марина says:

    Вы правы конечно, но не учитываете один фактор – нашего заказчика. Наш среднестатистический гражданин понятия не имеет ни о каком стиле + не обладает развитым вкусом, но зато когда он нанимает дизайнера он почему то считает что умнее его. И вот приходит такой и просит сделать ему на этой стене “дизайну” или “что-нибудь стеклянное” и на потолке тоже дизайну. Прям как в хорошем фильме “Граффити” – “и нам хотелось бы чтобы эта стена имела отношение к культуре” А денег у них ни на что кроме гипрока не хватает. Вот и дизайнеры и лепят, они может и рады были бы сделать прямой потолок – да заказчик их не поймет. А воспитывать всех – простите никаких нервов и времени не хватит. Я уже подумываю начать работы сохранять в двух вариантах – 1. мой и 2. переделки после общения с заказчиком. До абсурда ведь доходит.

  6. yury says:

    заказчика проще всего ругать, дизайнеры вообще это любят больше своей профессии.
    заказчик не идиот, может понять и внемлить разумным доводам, если заказчик идиот (что по моему мнению гораздо реже дизайнера-идиота), нечего с ним работать, ищите другого.
    что же по цене, так прямой потолок и стены куда дешевле наворотов бессмысленных.

  7. Март says:

    Статья отличная. Читать всем “дизайнерам” обязательно, в принудительном порядке! Коротко и в точку. Спасибо.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про дизайн в России

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта