Свободное формообразование современных библиотек

автор статьи : ©Ольга Дубинина, иллюстрации и фото предоставлены автором


архитектура после стиля>>современные библиотеки

библиотека в Дельфте, mecanoo
библиотека в Перудже, Итало Рота
городская библиотека в Сиэтле, Рэм Кулхаас

Проблема формообразования, поиска механизмов и базовых принципов конструирования архитектурной формы всегда являлась ключевым звеном профессиональной деятельности архитектора. Сегодня объективно сложились новые условия проектирования архитектурной формы и ее художественной выразительности, нашедшие свое отражение в архитектуре столь значимого социо-культурного объекта как библиотека.

Воплощенная архитектурная форма представляет собой конечный продукт мультиплицирования трех компонентов: функционально-организованного пространства, конструктивной системы и художественной выразительности. Показательно, что такое мультиплицирование носит целенаправленный характер, производится архитектором осознано, регламентируется многими правилами и принципами проектирования и имеет своей главной задачей создание целостного материального объекта.
Данная «формула» архитектурной формы (архитектурная форма = утилитарно-функциональная форма + материально-конструктивная форма + художественная, тектоничная форма [1]) отражает конкретные механизмы обновления и трансформации архитектурной формы, а также позволяет выявить векторы развития современного формообразования.
В богатой истории архитектурного творчества найдется немало примеров реализованной архитектурной формы, вышедшей из одного только слагаемого.
Например, основываясь на принципе функциональной подчиненности и утилитарности, мы приходим к функционализму и модернизму, а сосредотачиваясь на материально-технической сфере, подвергаемся опасности свести архитектуру к строительству, лишенному идейно-художественного замысла и эстетической привлекательности.
Становится очевидным, что ключевой проблемой современного зодчества является поиск сквозной гармоничной взаимосвязи между функцией, материалом, конструкцией и эстетикой, усложненной в настоящих условиях ориентированностью на общественные потребности, экономическую эффективность и другие факторы, существующие в контекстной среде.
Рассмотрим подробнее методы и средства формообразования на примере архитектуры библиотечных зданий.

Библиотека Технологического университета, архитектурное проектирование Mecanoo
(г. Делфт, Нидерланды), 1997 год

Динамизм объемно-пространственной композиции здания и значительное обновление архитектурной формы стали основными характерными чертами проекта.

фасад библиотеки в Дельфте, архитектурная студия Mecanoo

Конструирование формы здания библиотеки подчинено принципу пространственной свободы, который приобретает здесь особый смысл как в отношении внешнего облика здания, так и применительно к его внутреннему пространству. Освобождая, как бы «расчищая» пространство под главную функцию библиотеки – поиск информации и чтение, архитектор применяет многопролетное покрытие, разрезая его световым проемом. Применение стекла для формирования фасада здания стало смелым шагом, поскольку исторически сложившаяся практика проектирования библиотек отрицает большие остекленные поверхности, ссылаясь на существенный вред от прямого солнечного света для книг и других бумажных носителей информации.

интерьер читального зала, библиотека в Дельфте


Применение такого решения стало возможным благодаря переосмыслению традиционной планировочной структуры данного типа здания. Так, четырехэтажный читальный зал с открытым доступом, расположен здесь внутри пространства библиотеки, в гигантском конусе, выполненном из бетона.

фрагменты интерьера библиотеки в Дельфте


Конус, являющийся «сердцем» здания, вырывается из цельного объема на фасад и исполняет роль важного городского пространственного ориентира.

Библиотека Сандро Пена (г. Перуджа, Италия),
архитектурное проектирование
Итало Рота,2004 год

фасад здания библиотеки Сандро Пена в Перудже, Италия


При проектировании библиотеки архитекторы, наряду с простой геометрической формой, использовали «классические» средства конструирования пластики фасадов – это цвет и свет. Благодаря выразительной форме здания, сплошному остеклению, неожиданному цветовому решению и детально продуманной подсветке, здание ассоциируется с летающей тарелкой, зависшей над небольшим итальянским городком Перуджа.

интерьер читального зала библиотеки в Перудже


Внутреннее пространство здания библиотеки также ощущается посетителями как «потустороннее» вследствие того, что пастельный цвет стен смешивается с розовым оттенком света, излучаемым стеклянными стенами.
Очевидно, свет решающим образом влияет на восприятие цвета и цветосочетаний, так же как и цвет, в свою очередь, влияет на освещенность. Взаимодействуя, они совместно определяют восприятие всей пространственной среды.

цветовое решение интерьера билиотеки в Перудже


Этот образец современного библиотекостроения служит ярким примером раскрепощенного и рискованного формообразования, ставшего отличительной чертой актуальной архитектуры нашего времени.

Городская библиотека (г. Сиэтл, США),
архитектор Рем Кулхас (Rem Koolhaas),
2004 год

здание городской библиотеки в Сиэтле, архитектор Рем Кулхас(Rem Koolhaas)


Здание построено по принципу пяти функциональных блоков, между которыми имеются промежуточные платформы.
Формирование внутренней среды производится архитекторами за счет внешних необычных ограждающих конструкций – остекленных наклонных кровельных скатов. Свет, проходящий сквозь кровлю, многократно преломляется и усиливается, создавая загадочный рисунок из сетки теней на стенах и полу.
Благодаря нестандартному подходу, авторам удалось создать свободные, воздушные, «незажатые» пространства.
Вдохновляясь материалом, конструкцией и высокой социальной значимостью объекта, архитекторы отошли от традиционного следования технологическим потребностям и типологическим основам, предложив посетителям принципиально иные способы взаимодействия с книгой, с другими посетителями и персоналом библиотеки.

Заключение

Формообразование, освободившись от оков типологических принципов, довлеющих над архитекторами 20 века, становится отличительной чертой современных зданий библиотек.
Смелое, авангардное, порой агрессивное и даже китчевое формоконструирование – новый этап в практике библиотекостроения, дающий фору в конкурентной борьбе библиотек с Интернетом и другими современными источниками информации.

Библиография

1. Нагорная В.В., Танаков В.В. Архитектурное проектирование:
учебник для студентов вузов архитектурной специальности.
- Симферополь, 2008. - 219 с.

2011. Все права на статью "Свободное формообразование современных библиотек" принадлежат ольге Дубининой, статья размещена в рубрике "Архитектура после стиля " портала Форма с согласия автора. Перепечатка запрещена.

Форма - портал для архитекторов и дизайнеров
архиблог  конкурсы  галерея   каталог  объявления  форум 
современная архитектура: статьи и обзоры Архитектура после стиля
Стили и направления. Современная архитектура НАПРАВЛЕНИЯ
Проекты -архитектурные проекты общественные здания и частные дома ПРОЕКТЫ
Дизайн интерьера -загородный дом, магазин, клуб и другие ИНТЕРЬЕРЫ
Предметный дизайн, арт-дизайн, дизайн мебели, дизайн металла. ДИЗАЙН
Современные технологии в архитектуре ТЕХНОЛОГИИ
Коллекции мебели от известных дизайнеров КОЛЛЕКЦИИ
Интервью с архитекторами, галерея мастерских. МАСТЕРСКИЕ
Новости российской и зарубежной архитектуры. Архитектурные выставки. Новости
архитектуры
Прямые ссылки на сайты - великие архитекторы и дизайнеры. Все ссылки аннотированные Архипаноптикум
отправить письмо в редакцию сайта Архитектура и дизайн - Форма СВЯЗЬ С НАМИ
Сайт Форма - информация для архитекторов, рекламодателей, заказчиков О САЙТЕ
Rambler's Top100