Текст: Наталия Шустрова
Вернуться к началу статьи "Ландшафт парка - Ганновер: развитие садов"
Идея развития, постепенного перехода к новым ценностям наиболее ярко воплощена в парках, которые так и называются – Evolving Gardens (развивающиеся парки). Они сливаются в узкую длинную ленту, струящуюся рядом с национальными павильонами. Путешествуя с севера на юг, посетители одновременно проделывают путь от торжественных и темных, довольно строго очерченных форм к яркому и даже затейливому саду, полному цвета и цветения.
Острая геометрия дорожек и природная свобода деревьев – контраст, отражающий драматизм сосуществования с технократической цивилизацией.
В качестве выразительного средства, обогащающего ландшафт, широко используется игра фактур. Контрастное сопоставление дерева и камня и нюансный переход от крупнозернистых покрытий к более однородным превращают «хлеб» (дорожки и
фрагменты почвы) в полноправное зрелище.
В Развивающихся парках автор – не столько вдохновенный творец (ведь по существу речь идет о вариациях на ставшие классическими темы), сколько средство гармонизации. Концепция современного ландшафта – это поиск баланса и единства, исключающего слепое подчинение природе так же, как и борьбу с ней. В Ганновере отчетливо прослеживается взгляд на природу как на ресурс – универсальный источник жизни и эстетики. Здесь важную роль играет вода, которая связывает разные фрагменты, внедряется в них и демонстрирует свое наивное эстетическое совершенство. Канал, расположенный между Evolving Gardens Экспо парком, собрал вокруг себя ландшафтное разнообразие и сам превратился в настоящий водяной сад, живой и живительный.
Южную часть Экспо парка также спроектировал Kamel Louafi. На востоке он ограничен автомагистралью Messeschnellweg и неожиданно возникает во всем своем цивилизованном блеске, а вот на западе постепенно дичает и растворяется в сельской местности. Главный компонент – большой водопад. С практической точки зрения это – устройство для рециркуляции дождевой воды, а с концептуальной – своеобразный тормоз, останавливающий транзитное движение и завораживающий посетителей. Впрочем, не следует думать, что Ганновер – это бенефис единственного ландшафтного архитектора.
Цюрихский профессор Dieter Kienast внес в развитие темы свой вклад, добавив к творениям берлинца зоны, окрашенные мягкой лирикой и легкой иронией, не слишком свойственной немецкой школе. Созданный им Park Wave (Парк волн) вклинился между зоной Западного павильона и экспозиционными залами, как упавший с неба фрагмент патриархальной идиллии. Резко обрываясь слева и справа, зеленые холмы тянутся вдоль всего парка, образуя мягкие склоны и пасторальные долины, среди которых расположился тихий пруд. Полный отрыв от технократической реальности мог бы показаться нарочитым, если бы не жесткие границы, сжимающие зеленое пространство – мечта похожа на реку, закованную в гранит... Earth Garden (парк Земли) тоже представляет собой кусочек парадиза и тоже зажат между чуждыми его невозмутимой гармонии экспозиционными павильонами. Это – зеленый барьер, воздвигнутый на пути у потока гостей всемирной ярмарки, реально проницаемый, но зрительно отгороженный от окружающего высокой стеной из деревьев.
Вид из парка Волн на павильон Мексики (на дальнем плане).Гигантские конусы выросли в парке Земли. Это – памятник величию природы, для которого остается все меньше места на нашей планете.
Парадокс заключается в том, что именно традиционные и нежные композиции цюрихского профессора вносят в ландшафт Экспо полемическую ноту: рай скорее можно обрезать, чем адаптировать к современной жизни.
Вернуться к началу статьи "Ландшафт парка - Ганновер: развитие садов"