Французский архитектор Жан Нувель спроектировал для Тематического парка выставки «всемирный театр труда». Сотни актеров передвигаются на огромном овальном помосте и демонстрируют в кратких сценках новые виды труда.
Всемирные выставки за 150 лет своего существования неоднократно удивляли мир архитектурными новшествами. В этом году ЭКСПО проходит в Ганновере, где посланцы 53-х государств
и организаций представляют свои достижения в
различных сферах интеллектуальной, социальной
и творческой деятельности. Девиз выставки –
«человек, природа, техника» стимулирует архитекторов и дизайнеров к последовательной реализации принципа “устойчивого развития ”, который подразумевает приоритет гуманитарного
и экологического аспекта современной архитектуры. Все строения призваны не только продемонстрировать прорыв в области эстетики, но и
наметить пути для мирного сосуществования с
природой и бережного отношения к ее ресурсам.
Поэтому архитектурная экспозиция, разместившаяся на территории в 170 га апеллирует как к
светлому будущему человечества, так и к его далекому прошлому. С одной стороны –это современные архитектурные сооружения с крышами
из картона или стенами из пробки и реализованные идеи использования альтернативных источников энергии. С другой –объекты, отражающие духовный опыт наций.
Павильон Нидерландов представляет из себя гигантский «экологичный сэндвич» с многообразием ландшафтов и ветряками на крыше.
Еще до открытия привлек внимание специалистов проект молодого архитектурного трио из Нидерландов в лице Натали де Вриес, Вини Мааса и Якоба ван Рийса. Этот, самый высокий среди собратьев, сорокаметровый павильон получил прозвище компактного экологического сэндвича. Он объединяет в себе разные типы голландского ландшафта: от песчаных дюн, теплиц и смешанного леса, до озера с настоящим островом и заповедника. На крыше – ветряки, вырабатывающие энергию: демонстрируемая на маленькой площади панорама страны с самой большой плотностью населения обеспечена автономным электроснабжением и замкнутой системой водоснабжения.
Монументальное оригами: японский павильон, общей площадью 3 600 м 2, полностью построенный из бумаги. Вверху (4)–несущий каркас павильона из картонных рулонов. Архитектор Шигеру Бан. |
А известный японский архитектор Сигеру Бан спроектировал храм, созданный при помощи ресурсосберегающих технологий будущего. Японский павильон сделан из картона, изготовленного на базе
вторсырья. Этот материал уже не раз применялся
художником – например, в производящем сенсационное впечатление сейсмоустойчивом храме,
построенном на его родине. Окруженное колоннадами выставочное строение длиной 90 м также
передает утонченную и в то же время аскетичную
атмосферу, характерную для синтоистского культового здания. Его несущая конструкция состоит
из картонных рулонов, а крыша, сделанная из импрегнированной смеси текстиля и бумаги, способна успешно противостоять непогоде. Другой ниспровергатель архитектурных догм Карлос Отт, архитектор из Монтевидео, спроектировавший новую Опера Бастилии в Париже, – в Ганновере
стал автором двойного павильона, представляющего Уругвай. Футуристический и одновременно
уходящий корнями в традиции, он наполовину изготовлен из комбинации дерева с гранитом, а на
другую – из блестящего алюминия в сочетании со
стеклом.
Павильон Испании, выполненный в современном дизайнерском стиле, с фасадом из пробкового дерева. Архитектурное бюро «Крус/Ортис». |
Испанский павильон, созданный архитектурным бюро «Крус/Ортис» из Севильи –это пробковый амфитеатр и пробковый куб. Глубокие вырезы образуют внутренние помещения, а асимметричная пирамида служит навесом над площадью в испанском вкусе. Внутри нет традиционных выставочных элементов: это самодостаточное сооружение, которое подчеркивает “новое качество архитектуры и дизайна в Испании ”. Финские архитекторы Анти-Матти Сиикала и Сарлотта Нарьюс разместили внутри своего деревянного павильона настоящую березовую рощу под открытым небом. Дневной свет и специальная система вентиляции способствуют дополнительной экономии энергии.
Открытый кубический лабиринт швейцарского павильона. Весь материал для строительства - 3 000 м 3 древесины - будет использован вторично. Архитектор Петер Цумтор. |
Но самым деревянным можно по праву назвать объект швейцарского архитектора Петера Цумтора: гигантский “склад ”из массивных деревянных балок по замыслу автора символизирует открытость его родины.
Гриб из бамбука высотой 14 м – павильон для швейцарского фонда «Zero Emissions Research Initiative». |
А швейцарский фонд ZERI соорудил “гриб ”высотой 14 м. Эта завораживающая конструкция спроектирована колумбийским
архитектором Симоном Велесом из бамбука, терракоты, цемента, а также распространенного в Колумбии дерева арбоколо. Выбор материалов отвечает требованиям строительства в сейсмоактивных регионах: дома из армированного бамбуком
бетона гораздо устойчивее, чем просто из бетона.
В общем, экологическая концепция ЭКСПО
явно вдохновила архитекторов –может быть,
именно ясное понимание глобального значения
архитектуры станет реальным стимулом, который
вернет ей былое величие.
Павильон Венгрии открывается для посетителей выставки подобно распускающейся почке. |