Архитектор Танигучи, оставаясь певцом музейной темы, не впадает в однообразие. Правда, стоит отметить, что культурная среда Японии способствует обновлению: здесь музей может и должен отражать трансформацию представлений о современном искусстве, поэтому и архитектурные штампы неуместны, тем более - в молодом городе. Ведь здание было построено в 1991 году по случаю 90-летия Маругами, которому художник Геничиро Йонокума передал в дар целую коллекцию своих произведений. Спроектированный Танигучи Музей расположен бок о бок с центральной железнодорожной станцией. В результате возникает занимательный контраст между эстетским индивидуалистическим характером экспозиции и ее общедоступностью . Он отразился и в проекте Танигучи: экстерьер музея сугубо урбанистический, и даже слегка грубоватый, а интерьер - более утонченный и интимный.
|
Здание расположено в непосредственной близости от совершенно непритязательных с точки зрения архитектуры строений.
|
Кафе, раскрывающееся в "надземный" внутренний двор музея искусств. Отсюда посетители могут любоваться авангардной скульптурой и стеной, которую омывает вода. Или просто созерцать обрамленное архитектурой Танигучи небо.
|
|
Из "вокзального" образа вытекают и пространственные, и планировочные особенности здания. Прямо с площади посетители могут попасть в экспозиционный зал, который находится на том же уровне. Или, поднявшись по лестнице, оказаться на втором этаже, чтобы воспользоваться библиотекой, проникнуть в артстудию и осмотреть музей. И, наконец, следующий уровень приведет во внутренний двор - островок покоя в море урбанистической жизни. Здесь можно сделать остановку.
|
|
|
В музее 3 экспозиционных помещения. Из двухсветного кубического зала на первом этаже открывается вид на входную зону, которая служит буфером между зданием и обступившими его разномастными постройками. Дневной свет сюда проникает через огромные окна, а глухая плоская крыша обеспечивает произведениям искусства необходимую световую защиту. Зато во втором расположенном на том же уровне зале использован исключительно искусственный свет: периметр потолка опоясывает яркая светящаяся лента. У третьего, верхнего зала, форма ближе к параллелепипеду: он больше по площади, но ниже. Очевидно, что при всем аскетизме выразительных средств архитектор стремится к пространственному разнообразию - совершенно неброскому, что очень кстественно для архитектуры, призванной выдвигать на первый план иное искусство.
На фоне ахроматической и аскетичной архитектуры Танигучи все смотрится живенько. Он пользуется этим, превращая невразумительную городскую среду в достойный созерцания вид. Реальность - всего лишь картина, а картина - больше, чем реальность...
|