Французский архитектор Жан Нувель спроектировал для Тематического парка выставки «всемирный театр труда». Сотни актеров передвигаются на огромном овальном помосте и демонстрируют в кратких сценках новые виды труда.
Всемирные выставки за 150 лет своего существования неоднократно удивляли мир архитектурными новшествами. В этом году ЭКСПО проходит в Ганновере, где посланцы 53-х государств
и организаций представляют свои достижения в
различных сферах интеллектуальной, социальной
и творческой деятельности. Девиз выставки –
«человек, природа, техника» стимулирует архитекторов и дизайнеров к последовательной реализации принципа “устойчивого развития ”, который подразумевает приоритет гуманитарного
и экологического аспекта современной архитектуры. Все строения призваны не только продемонстрировать прорыв в области эстетики, но и
наметить пути для мирного сосуществования с
природой и бережного отношения к ее ресурсам.
Поэтому архитектурная экспозиция, разместившаяся на территории в 170 га апеллирует как к
светлому будущему человечества, так и к его далекому прошлому. С одной стороны –это современные архитектурные сооружения с крышами
из картона или стенами из пробки и реализованные идеи использования альтернативных источников энергии. С другой –объекты, отражающие духовный опыт наций.
![]() |
![]() |
Павильон Нидерландов представляет из себя гигантский «экологичный сэндвич» с многообразием ландшафтов и ветряками на крыше.
Еще до открытия привлек внимание специалистов проект молодого архитектурного трио из Нидерландов в лице Натали де Вриес, Вини Мааса и Якоба ван Рийса. Этот, самый высокий среди собратьев, сорокаметровый павильон получил прозвище компактного экологического сэндвича. Он объединяет в себе разные типы голландского ландшафта: от песчаных дюн, теплиц и смешанного леса, до озера с настоящим островом и заповедника. На крыше – ветряки, вырабатывающие энергию: демонстрируемая на маленькой площади панорама страны с самой большой плотностью населения обеспечена автономным электроснабжением и замкнутой системой водоснабжения.
![]() Монументальное оригами: японский павильон, общей площадью 3 600 м 2, полностью построенный из бумаги. Вверху (4)–несущий каркас павильона из картонных рулонов. Архитектор Шигеру Бан. |
![]() |
А известный японский архитектор Сигеру Бан спроектировал храм, созданный при помощи ресурсосберегающих технологий будущего. Японский павильон сделан из картона, изготовленного на базе
вторсырья. Этот материал уже не раз применялся
художником – например, в производящем сенсационное впечатление сейсмоустойчивом храме,
построенном на его родине. Окруженное колоннадами выставочное строение длиной 90 м также
передает утонченную и в то же время аскетичную
атмосферу, характерную для синтоистского культового здания. Его несущая конструкция состоит
из картонных рулонов, а крыша, сделанная из импрегнированной смеси текстиля и бумаги, способна успешно противостоять непогоде. Другой ниспровергатель архитектурных догм Карлос Отт, архитектор из Монтевидео, спроектировавший новую Опера Бастилии в Париже, – в Ганновере
стал автором двойного павильона, представляющего Уругвай. Футуристический и одновременно
уходящий корнями в традиции, он наполовину изготовлен из комбинации дерева с гранитом, а на
другую – из блестящего алюминия в сочетании со
стеклом.
Павильон Испании, выполненный в современном дизайнерском стиле, с фасадом из пробкового дерева. Архитектурное бюро «Крус/Ортис». |
![]() |
Испанский павильон, созданный архитектурным бюро «Крус/Ортис» из Севильи –это пробковый амфитеатр и пробковый куб. Глубокие вырезы образуют внутренние помещения, а асимметричная пирамида служит навесом над площадью в испанском вкусе. Внутри нет традиционных выставочных элементов: это самодостаточное сооружение, которое подчеркивает “новое качество архитектуры и дизайна в Испании ”. Финские архитекторы Анти-Матти Сиикала и Сарлотта Нарьюс разместили внутри своего деревянного павильона настоящую березовую рощу под открытым небом. Дневной свет и специальная система вентиляции способствуют дополнительной экономии энергии.
![]() |
Открытый кубический лабиринт швейцарского павильона. Весь материал для строительства - 3 000 м 3 древесины - будет использован вторично. Архитектор Петер Цумтор. |
Но самым деревянным можно по праву назвать объект швейцарского архитектора Петера Цумтора: гигантский “склад ”из массивных деревянных балок по замыслу автора символизирует открытость его родины.
Гриб из бамбука высотой 14 м – павильон для швейцарского фонда «Zero Emissions Research Initiative». |
![]() |
А швейцарский фонд ZERI соорудил “гриб ”высотой 14 м. Эта завораживающая конструкция спроектирована колумбийским
архитектором Симоном Велесом из бамбука, терракоты, цемента, а также распространенного в Колумбии дерева арбоколо. Выбор материалов отвечает требованиям строительства в сейсмоактивных регионах: дома из армированного бамбуком
бетона гораздо устойчивее, чем просто из бетона.
В общем, экологическая концепция ЭКСПО
явно вдохновила архитекторов –может быть,
именно ясное понимание глобального значения
архитектуры станет реальным стимулом, который
вернет ей былое величие.
![]() |
Павильон Венгрии открывается для посетителей выставки подобно распускающейся почке. |