Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма


» архитектура, близкая мне » Крестовский остров

Крестовский остров

 Крестовский остров сегодня – элитное местечко, застройка его худо-бедно ограничена, поэтому спрос держится на высоком уровне, не взирая на высокие цены. Все бы ничего, но меня ужасно раздражает пиар, представляющий Крестовский как исторически сложившуюся вип-зону. На самом деле Крестовский  был задворками города и, несмотря на порывы первого российского капитализма, приобрел более-менее благообразный вид только при советской власти, благодаря архитектору Никольскому.

Российские монархи любили дарить и передаривать остров своим фаворитам и родственникам. Поэтому в перечне его владельцев много громких фамилий, вроде князя Меньшикова или графа Разумовского. Однако эта территория осваивалась и развивалась крайне медленно: вплоть до 20х годов прошлого века едва ли не большую ее часть занимал лес с говорящим названием «Крестьянский», а остальные земли были изрядно заболочены. Впрочем, ко второй половине 18 века западную часть острова удалось осушить . Тогда и сформировалась существующая ныне пятилучевая композиция аллей, главной из которых стала Батарейная дорога, рассекающая остров с запада на восток на две почти равные части (ныне Морской пр. и главная аллея Приморского парка Победы). Южнее проложили Крестовский проспект.
Тем не менее социально и функционально остров остался неоднородным: на западе были сосредоточены охотничьи угодья, на севере располагались крестьянские поселения и место компактного проживания иноземцев – «Чухонская деревня», а в восточной части – увеселительные заведения различных классов.
В начале 19 века остров приобрел князь А. М. Белосельский-Белозерский, а в 1852 году здесь появился дворец, спроектированный архитектором А. И. Штакеншнейдером по заказу князя К. Э. Белосельского-Белозерского. Здание было полностью разрушено во время второй мировой войны, так что о его научной реставрации не может быть и речи.
С княжеским семейством связаны наименования большинства здешних улиц, в частности – нынешний проспект Динамо до 1939 года назывался «Александровской улицей» в честь Александра Михайловича Белосельского. В начале прошлого века она активно застраивалась: здесь появилась возведенная по проекту архитектора М.А. Сонгайло усадьба А.И Путилова с флигелем и оградой (д. 2, 2-а, 1908), а также особняки В. Л. Каплуна (д. 11, 1908), Ю. Д Лужецкого и Н. С. Рудинского (д. 18), П. М. Стенбок-Фермора, украшенный барельефом со всадниками (д. 24, 1913–14, инженеры В. П. Апышков, В. Ф. Баумгартен). В 1910–12 из красного кирпича построили здание для богадельни Белосельских-Белозерских (д. 14, арх. Р. Р. Марфельд), в котором сейчас располагается гимназия. Спустя два года, уже во время Первой мировой войны, на Александровской возник многоэтажный доходный дом (д. 6-а, 1914–15, арх. В. В. Шауб).
Однако князья жили на широкую ногу, и хотя остров стал, наконец, осваиваться, финансовые дела владельцев оказались крайне запущенными. Глава семейства, Константин Эсперович, вышел из ситуации благодаря финансовой афере. Сперва он попросил казну назначить над своим имуществом внешнего управляющего, а через некоторое время с помощью личных связей вернул себе Крестовский, предоставив банку нести бремя долгов по менее привлекательным активам.
Разразившаяся революция положила конец и финансовому скандалу, и освоению территории. В первые пореволюционные годы ее судьба складывалась весьма драматично. На остров обрушилась локальная эпидемия холеры, Крестьянский лес вырубили на дрова и он фактически превратился в болото. В довершение несчастий на относительно сухих участках образовалась стихийная свалка.
Из грязи в князи остров вытащил архитектор Никольский, автор ныне уничтоженного архитектурного ансамбля, включавшего в себя стадион имени Кирова…



всего 1 мнение на тему “Крестовский остров”


  1. Pingback: » Архитектор Андрей Андреевич Оль - выставка - архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта