Ђ—ерый по€сї в хаосе

ѕетербургский институт территориального планировани€ Ђ”рбаникаї выпустил масштабное исследование развити€ промышленных территорий ѕетербурга Ц Ђ—ерого по€саї. ƒокумент охватывает период изменений от конца 80-х годов прошлого века до насто€щего времени и акцентирует внимание на основных проблемах редевелопмента вместе с тем, какой потенциал есть у этих территорий в будущем. „асть данных были получены камеральным путем, часть с помощью полевого исследовани€.

зонирование серого по€са —ѕб

Ќа текущий момент около 20% промышленных территорий прошли через редевелопмент, 60% территории сохран€ют ту же функцию, 20% представл€ют собой нереновированную смешанную застройку или неиспользуемые территории. Ќе менее 30Ц40% и далее будут сохран€ть своЄ функциональное назначение: на них сейчас располагаютс€ объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны специального назначени€, часть коммерчески успешных предпри€тий, у которых есть спецтребовани€ к размещению или нет стимулов к переезду, и отдельные коммунально-складские зоны. ќколо 35% Ђ—ерого по€саї потенциально подход€т дл€ дальнейшего редевелопмента.

Ёксперты Ђ”рбаникиї в своем отчете, в котором проанализированы стратегии развити€ этих территорий с учетом генплана 1987 года и р€да других документов, отмечают, что большинство из обозначенных еще 35 лет назад проблемы реновации промзон с активным развитием города либо усугубились, либо остались нерешенными.

»з исследовани€ »“ѕ Ђ”рбаникаї следует что несмотр€ на то, что в течение обозначенного времени неоднократно по€вл€лись тематические исследовани€ и предложени€, сегодн€ становитс€ очевидно: Ђ—ерый по€сї не получил никакого комплексного и рационального развити€ территории, и можно говорить о стихийной и во многом хаотичной реновации.

загр€знение серого по€са —ѕб
ќсуществлЄнный редевелопмент выразилс€ в развитии жилой и общественно-деловой функции. ѕлощадь, зан€та€ данными типами застройки, в два раза превысила планы (согласно генплану 1987 года). ѕри этом застройка осуществл€етс€, как правило, не комплексно, а разными девелоперами, которые проектируют свои дома и жилые кварталы в выделенной границе практически без учета окружающей среды и загрузки транспортной инфраструктуры.

Ђѕо сути, мы наблюдаем приход в центр города Ђнового  удрової – внутри кварталов может быть все отлично, но они практически не встроены в основную городскую среду. ќдна из ключевых проблем, котора€ очевидна уже сейчас Ц это транспорт. “ерритории Ђ—ерого по€саї во многих случа€х довольно слабо обслуживаютс€ наземными видами общественного транспорта, количество станций метрополитена здесь также невелико.  онечно, последние 30 лет дорожно-транспортна€ инфраструктура ѕетербурга развивалась активно Ц были введены в эксплуатацию «—ƒ,  јƒ, по€вились новые выезды из города, участки улично-дорожной сети в новых районах. Ќо в бывших промзонах практически ничего не изменилось, транспортное развитие проходило крайне ограниченно вместе с ликвидацией подъездных ж/д путейї, – комментирует ‘едор  оньков, управл€ющий партнер »“ѕ Ђ”рбаникаї.

“олько дл€ 3% территорий редевелопмент соответствует решени€м √енплана 1987 года (при оценке по конкретным функци€м). ¬ результате редевелопмента не по€вилось ни одной зелЄной зоны или парка (при плане 6%). Ѕолее 20% территорий в том или ином виде деградировали.

¬ развитых районах города практически не осталось мест под жилую застройку, и освоение бывших промышленных территорий девелоперами активно идет с 2005 года. Ќа первичном рынке недвижимости в ѕетербурге около 35-40% занимают новостройки, расположенные на бывших территори€х Ђ—ерого по€саї, в основном в јдмиралтейском, ѕетроградском, ÷ентральном,  расногвардейском, Ќевском и  алининских районах. —огласно действующим разрешени€м на строительство, в городе к концу 2021 года должно по€витьс€ еще 1,96 млн м2 Ц к имеющимс€ более чем 12 млн м2 в новостройках Ђ—ерого по€саї, большинство из которых составл€ет жилье комфорт- и бизнес-классов.

“Ђ”рбаникаї ставит целью в своем исследовании проследить и объективно оценить, как мен€лись и трансформировались исторические территории промышленного назначени€ в ѕетербурге в последние дес€тилети€. „то было заложено в генплане 1987 года, что удалось воплотить, а что пошло совершенно по другому пути развити€, какой потенциал у действующих заводов и цехов. ѕо мнению нас как исследователей, практически ничем из тех возможностей, что были доступны эти тридцать с лишним лет, городу не удалось воспользоватьс€ в силу разных причин. » поэтому то, что у нас не застроен вообще весь Ђ—ерый по€сї жильем или коммерцией в текущем формате: мозаичной застройкой, без учета среды и развити€ зеленых зон, без комплексного решени€ проблем транспортной инфраструктуры и пр. Ц это не заслуга, а просто следствие того, что невозможно быстро всЄ застроить.  ак, например, в случае с Ђ расным треугольникомї, у которого более 200 собственников и сложна€ нарезка земли. Ќо однажды и его кто-то выкупит и застроит, если продолжать жить в той логике, котора€ есть сегодн€”, – отмечает ‘едор  оньков, управл€ющий партнер »“ѕ Ђ”рбаникаї.

јвтор:

≈ще про novosti

≈ще про realty

≈ще про градостроительство

поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта