Архитектурное лицо России – Экспо 2010, Шанхай
текст © Ксения Бандорина, описание проекта, рендеры и фото павильона ©P.A.P. ER architectural team
Вся почти 150-летняя история выставки EXPO – это история архитектуры, по которой можно проследить не только развитие технических инноваций, стилевых поисков и экспериментов архитектурной мысли.
Русские павильоны всегда отличались оригинальностью замысла, национальным колоритом, а иногда и смелым решением, ведь главная задача любого экспонента на любой выставке – обратить на себя внимание.
Так, в Париже 1900 г. русский павильон строился по проекту известного архитектора Ропета (Петрова); павильон России в Глазго 1901 г. принес автору проекта, Ф.А. Шехтелю, звание академика архитектуры и почетного члена Британского королевского института архитектуры; советские павильоны на выставках в Париже 1937 г., и Брюсселе 1958 г. получили высшие награды; в историю мировой архитектуры вошел также павильон СССР в Осаке 1970 г., имевший форму развернутого знамени, выполненного в виде стальной складчатой конструкции.
О чем же расскажет павильон России на выставке EXPO-2010 в Шанхае?
Оценить его стилистическую актуальность очень сложно: проектирование началось несколько лет назад. Решение об участии нашей страны в очередной выставке EXPO было принято еще в 2007 году, а конкурс на лучшую архитектурную идею, завершился в 2008 году победой проекта архитектурного бюро «P.A.P. ER architectural team» (в тендере участвовали 23 проекта).
Общая площадь российского павильона составляет 6000 квадратных метров, на его строительство Россия выделила из бюджета 1,1 млрд рублей. Не мало, но и не слишком много, если учесть, что Экспо всегда – всемирная выставка достижений и неофициальное соревнование национальных архитектурных школ.
Авторы предложили вниманию прессы следующее пояснение замысла: «В соответствии с выбранным архитектурным проектом основой композиционного решения российского павильона стала трехчастность. Павильон состоит из трех основных элементов: 12 бело-золотых башен, «парящего в воздухе» куба, лежащего на основаниях всех двенадцати башен, и внутренней инсталляции.
Башни павильона стремятся вверх, символизируя быстрорастущие мегаполисы с небоскребами нелинейной архитектуры. Бело-золотой цвет башен напоминает исторические образы русской архитектуры, перфорация верхних частей башен создана на основе этнических орнаментов народов, населяющих Россию.
План павильона схож с древнеславянскими поселениями, он символизирует «цветок жизни» или солнце, корни «Мирового дерева» (раскидистый дуб у славян), на котором покоятся «небеса жизни». «Корни» башен ориентированы к центру композиции и являются опорой для «куба цивилизации», который связан с символом «человек».
Элементы наружной облицовки куба имеют возможность движения, что организует огромные поверхности «живого фасада», который, отражая небо, башни, зелень и людей, днем создаст образ гигантского живого существа. Ночью при помощи специального освещения создается еще более ошеломляющий эффект изменяющегося свето-цвето-динамического экрана.»
Комментировать этот релиз не столько сложно, сколько длинно. Коротко можно сказать так: все подобные заявления хороши для проектных подач, где текстовая составляющая, следуя сразу за визуальным рядом, имеет не первостепенное , но второстепенное значение. Хотя для публичной стадии горячо рекомендуется владеющий русским языком редактор.
И все равно непонятным остается пассаж : «Дизайн национального павильона Россия инспирирован книгой писателя Николая Носова о волшебном городе будущего, написавшего трилогию “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе” и “Незнайка на Луне”. Мотивы этих произведений нашли свое воплощение в оформлении российского павильона.»
Во-первых, фраза составлена безграмотно. А во-вторых, с луной погорячились: там, если обратиться к книжке, творились всевозможные зверства и мерзости капитализма, включая нищету населения и полицейский беспредел. Не то чтобы это не соответствовало современным российским реалиям, но для саморекламы нашей родины не подходит… Тем более, что вербальное описание архитектурного проекта важно еще и с точки зрения политической – особенно для такой многонациональной страны, как Россия.
А вот цветовое решение и определенная легкость образа, которая реализована за счет белого цвета и перфорированного декора, а также некоторая театральность павильона очень удачно уравновесят сложность и серьезность представляемых государственных проектов: энергоэффективность и энергосбережение, фармацевтические и медицинские технологии, ядерные технологии, космические технологии, информационные технологии и программное обеспечение.
Выставка EXPO-2010 и павильон России будут открыты для посещения с 1 мая по 31 октября. Тема Expo 2010 — «Лучше город – лучше жизнь».
уже 36 мнений на тему “Архитектурное лицо России – Экспо 2010, Шанхай”
Оставить комментарий
Еще про Ксения Бандорина
Еще про павильон
- Павильон Serpentine 2024 как сумма островов
- Для виртуального концерта ABBA в Лондоне построили самый большой в мире мобильный павильон
- «Забор» – Архитектурный винтаж
Еще про российская архитектура
- Новый кампус БФУ строится в Калининграде
- Память места и конкурс для молодых
- RED 4 BOX – модульный дом с узнаваемой архитектурой
Ммммдяяя…..
Да Здравствует СКУПЕРФИЛЬД!
Одно Носов упустил! Покупка лунного футбольного клуба )))))
“быстрорастущие мегаполисы с небоскребами нелинейной архитектуры”,- неслабое заявление )
Да! На эту тему нам есть что показать мировому сообществу. Жизнь в наших городах стала лучше, жизнь стала “веселее”.
Это не наше лицо. Это же ” Клетчатый”.
Будем надеяться, что предположения мадам Ксени Бандориной реализуются. Но, как говорят, цыплят по осени считают. В 1958 году я был в Брюсселе на Экспо 58. Наш павильон особой оригинальностью не отличался – и по архитектуре и по содержанию. До тошноты все было заидеологизировано и по форме, и по содержанию.И вообще ярких архитектурных вспышек не было. Все национальные павильоны, включая и Атомюм,отличались примитивным геометризмом. Полагаю, судя по популяризируемым павильонам , Экспо 2О1О обещает быть оригинальной,заметным явлением на мировом архитектурном горизонте двадцать первого столетия.
ПЕРФОРИРОВАННЫЙ ДЕКОР! Сильно сказано! Вообще похоже на фрагменты каких то национальных одеяний (мне кажется, что украинских). Причем тут Носов с Незнайкой вообще непонятно.
Мда. Это можно назвать архитектурой с очень большой натяжкой.
Похоже на отдельно торчащие мятые куски непонятно чего.
Нормальная архитектура павильона. Посещение – прогулка между ледяными торосами в России. Перфорации у половины павильонов на выставке- дань моде.
Бред какой то. Ледяные торосы в России, что, на каждом шагу? Уж если на таком примитивном уровне рассуждать, то надо было павильоны в виде медведей сделать. С модной перфорацией… Или, еще лучше, в виде огромных бутылок водки.
Как всегда – бездарные творения придворных архитекторов !
И конкретные фамилии сохраняются в секрете как самая страшная военная тайна !
По-видимому ,сей “детинец” должен символизировать изолированность простого народа раши от мирового сообщества и мощную защиту от вездесущих “внешних врагов” !
Давным – давно выставки ЭКСПО не являются соревнованием архитектурных школ. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Был конкурс – выбрали из того что было. Важно: какие здания проектируются и стоятся в стране , а не рекламный павильон на международной выставке. Можете лучше-докажите делом , а не словами про бездарных придворных.
20-метровый башни, белые, красные и золотые. Они демонстрируют разнообразие старинных и современных городов России, сказал Владимир Страшко,председатель комиссии России на выставке.
Какие города – такие башни
Осталось догадаться только где какой город и ребус решен! А конкурсы у нас как всегда с ограниченным доступом, пускают только “придворных” или иностранцев. Вот и результат соответствующие. Одна Мариинка чего стоила. Целый спектакль можно сказать разыграли. И что же мы увидим? Очередного архитектурного монстра, я полагаю. Как тут доказывать то? Плодят монстров, получают откаты, делят деньги. Какая на фиг архитектура?
Снежные торосы… где-то я уже видел, ах да нынешней зимой выходя из парадной. Меня больше волнует тот факт, что когда я принимал участие в конкурсе на наш павильон для ЭКСПО в Севилье, конкурс был открытым и любой мог принять в нем участие, что же за эти 20 лет изменилось в нашем государстве, что и архитектурный конкурс стал таким “секретным делом”.
Да все на откатах и взятках потому что, вот и держат в секрете. А по Конституции – у нас демократия, свободная пресса и бесплатное образование. А также запрещается принуждать к вступлению в какие либо организации (типа СРО). И что мы наблюдаем в реальности?
Самый прогрессирующий бизнес в нашей раше это откатинг )))
Автор явно в не себе! Кроме цвета самих башен, декор в стиле нац.костюма-явно украинский!Где тут Россия?
Был у них на сайте http://www.paperteam.ru
Там это павильон смотрится намного лучше. согласен, что стройка не очень получилась, но идея, по все видимости была более грандиозной, амбициозной и интересной. То ли их поставили в условия упрощения до примитива, то ли развитие этой темы имело свое продолжения только ради собственной забавы. Мне кажется то что на сайте – это круто.
По моему, все логично. Есть некоторое ощущение, что чего-то нехватает, но уверен, это лишь от того, что смотрю на рендер. В жизни, думаю будет, круто!
2дима: а что бы вы предложили добавить?
Наверное автор горилки перепил, а надо было под водочку придумывать…
Пустая архитектура, не символизирующая Россию, но запоминающийся образ.
рџ™‚ не горилки, а кокса рџ™‚ рџ™‚ рџ™‚
В журнале ВОКРУГ СВЕТА “хорошо” про этот павильон высказались, советую почитать
Я была на международном дизайнерском форуме с участием авторов проекта, на котором они подробно раскрыли концепт данного проекта и показали его первый вариант – он был восхитителен!
Во-первых, текст данного поста искажен непониманием автора текста многослойной концепции проекта, в связи с чем сопровождается неверной подачей информации и субъективным нападкам. Во-вторых, к сожалению, реализация проекта попала под урезанные финансирование и сроки, кроме того, уже после представления проекта, само проведение выставки было под сомнением, в связи с чем, когда все-таки объявили “старт” строительство осуществлялось “как всегда”, и некоторые нюансы были реализованы без согласия авторов проекта.
Ну вот! Как всегда. Концепция была многослойной, и её никто не понял. (Архитектура должна говорить сама за себя) Строители и заказчики внесли свою лепту. Суровая Российская действительность, которую отражает данный павильон.
2 Анна, все-таки это не лента ИТАР ТАСС, а авторский архитектурный сайт и блог, так что в субъективности, в принципе, ничего дурного нет.
Но в данном случае оценивается преимущественно текст пресс-релиза, и вполне объективно: архитекторам не понравится, если журналист вдруг примется проектировать дома и мосты, почему же они пишут пресс-релиз столь масштабного проекта собственноручно? Уж поверьте на слово, что он неграмотный и неуклюжий – в этом мы с Ксенией разбираемся. И к тому же хорошо помним книги о Незнайке, а проектировщики, очевидно, нет. Недаром Незнайку в итоге убрали, и Медведеву показали другую эмблему.
“снаружи наша экспозиция напоминает подвыпивший Кремль в спортивной форме Bosco di Ciliegi” – цитата из журнала Вокруг Света”.
“Незнайка, правда, на себя не очень похож и переведен на китайский как сюэ-сюэ – “учись-учись” – цитата оттуда же
“в пруду на втором этаже завелись настоящие комары, сильно досаждающая сотрудникам российской экспозиции” – и опять “ВС”
Павильон вошел в 10 лучших по внешнему оформлению. Российский павильон на экспо занял 2 место, уступив Великобритании
Интерьер, конечно, удивил. Но Росатом раздавал бесплатные муляжи ядерного топлива для реакторов – это все меняло)…возможно с этим были связаны гигантские огурцы и ягоды на втором уровне павильона))
Подряд при “КЕПКЕ” получил “СУИ Холдинг” тогда под руководством пресловутого Азария Лапидуса.
Кто угадает кто Большой Театр годами безрезультатно и скандально мучил?
Тактика как всегда – распил, кидать субчиков и сплошная халтура… пока Лапидус заваливал стройки одну за другой, он заделался эдаким писателем разоблачителем – олигархов и проституток.
Было-бы комично, если-бы не было так грустно, что пиля бюджет для КЕПКИ и обжуливая строителей, архитекторов и инженеров, он выдал перлы: “Падающие в небеса”, “Road show, или Любовь олигарха”, “”Maserati” бордо, или Уравнение с тремя известными”…
Милая Шу. А вы поитересуйтесь архитектурным конкурсом в Доминикане. И чем он закончился. Интересное мероприятие – кидают не только великих архитекторов, а и вообще любых. Вытирают о них ноги.
Ольга, архитектурные конкурсы лучше обсуждать на форуме. Напишите, пожалуйста, там, в чем дело.
Своего следующего лауреата Притцкеру придется выбирать среди двух альтернатив: антируссизма и автором рассийского павильона на выставке 201О года в Пекине. За нестандартное мышление.
Уточняю: Речь идёт о павильоне России на Экспо 2010 в Шанхае. Извиняюсь!